ГЛАВНАЯ Визы Виза в Грецию Виза в Грецию для россиян в 2016 году: нужна ли, как сделать

Простые схемы сервировки стола для детей. Как сервировать стол в детском саду

Дидактическая игра для детей дошкольников «Сервировка стола»


Данная дидактическая игра разработана для детей от 4 лет и позволяет закреплять правила сервировки стола без применения натуральных продуктов и предметов домашнего обихода для сервировки стола (столовой посуды, скатерти и пр.),. Рекомендуется использовать для игры в домашних условиях.
Интеграция: ОО «ПР, СКР,РР, ФР, ХЭР»

Цели и задачи:
Развивать способы ориентировки в пространстве с помощью наречий и предлогов (справа, слева, за, на); совершенствовать коммуникативные навыки в процессе взаимодействия взрослого с ребенком, а также с другими детьми; формировать у детей умение сервировать стол, применять столовую посуду по назначению; формировать представления детей о видовом многообразии однородных предметов (ложек) - разных по размеру, форме; закреплять знания определений большой, средний (по меньше), маленький (еще меньше); развивать речь, обогащать лексический словарь детей; закреплять знания о полезной и здоровой пищи (ЗОЖ); формировать мелкую моторику рук; развивать внимание, память, логическое мышление.

Ход игры:

Взрослый раздает ребенку для игры основу-поле (стол)


И предметы для сервировки стола, предлагая сервировать (накрыть) стол к обеду.



Ребенок выполняет задачу, взрослый задает вопросы о правилах поведения за столом (этика), о правилах ЗОЖ и о правильном питание, о правилах безопасности во время пользования столовыми приборами, закрепляя у детей умение сервировать стол, применять столовую посуду по назначению. Задавая вопрос «Где должна лежать та или иная ложка, развиваются способы ориентировки в пространстве с помощью наречий и предлогов (справа, слева, за, на).
Игру можно повторить несколько раз при этом взрослый раздает ребенку для игры основу-поле (стол) 1 облегченного вариант


или 2 варианта на усложнение.

Правильная сервировка – это всегда знак внимания к гостям, способ создать праздничную атмосферу, а также показатель художественного вкуса хозяйки.

  • В этом материале мы рассмотрим правила неформальной сервировки, то есть те, которые уместны для приема гостей дома в повседневной жизни и в праздники.
  • Сервировка в домашних условиях зависит от повода, времени дня, тематики и меню, но во всех случаях цель сервирования одна – разложить посуду и приборы так, чтобы трапезничающим было удобно и приятно есть.

Исходя из этой цели и были придуманы правила сервировки стола. В повседневной жизни соблюдать все эти каноны нужно только в самых торжественных случаях, но один раз усвоив их суть, вы сможете своими руками накрывать на стол по любому случаю – от романтичного ужина до семейного празднования Нового года.

Перед тем как начать, взгляните на две примерные схемы сервировки стола. Как видите, накрыть домашний праздничный стол для гостей гораздо легче, чем на официальный прием!

Итак, как сервировать стол? Мы составили пошаговую инструкцию в определённой последовательности, описав каждый из этапов. Если в вкратце, то наиболее удобный порядок действий следующий:

  • Скатерть – Тарелки – Столовые приборы – Бокалы – Салфетки – Декор (ваза с цветами, свечи, тематические украшения).

Имейте в виду, что за несколько дней до мероприятия вам нужно решить все организационные вопросы и подготовиться:

  • Определиться с количеством персон, составить меню, привести в порядок скатерть, проверить количество и качество салфеток, посуды, приборов, продумать декор.

В день приема гостей протрите всю посуду и приборы начисто, а затем приступайте к накрыванию стола.

Шаг 1. Сначала стелим скатерть

Здесь главное убедиться, что свес скатерти составляет не больше и не меньше 20-30 см. Свес короче будет выглядеть некрасиво, а длиннее – неудобен для сидящих за столом.

Что касается цвета, то вы можете выбрать либо беспроигрышную и традиционную белую , либо постелить любой понравившийся вариант, дополнить ее дорожками и подтарельниками как показано на фото.

А вот примеры праздничной сервировки в домашних условиях и вовсе без скатерти.

Шаг 2. Раскладываем тарелки

Эта часть «сервировочной» теории будет самой обширной. Ведь состав и комбинация тарелок зависит от запланированного меню, количества гостей и масштаба праздника.

По классическим правилам сервировки стола на одну персону может полагаться несколько тарелок:

  • Подстановочная большая тарелка (сервировочная) – для дневного и будничного стола она не обязательна, также некоторые стили сервировки (например, рустикальный) допускают ее отсутствие. На фото ниже представлены примеры сервировки с подстановочной тарелкой и без нее.

Также могут быть нужны: средняя (закусочная), маленькая (пирожковая или десертная) и глубокая тарелка для супа.

  • Согласно канону вид глубокой тарелки зависит от вида супа. Для густого выбирают широкую (фото слева), для легкого бульона или крем-супа – пиалу с ручками или без них (фото справа). Но это как раз то правило, которым вполне можно пренебречь.

Что касается расстановки тарелок, то на подстановочные ставят закусочные или глубокие тарелки, десертные и/или салатные тарелки ставят слева как показано на картинке справа. На этом месте также может располагаться чайная пара, пирожковая тарелочка или, к примеру, пиала для яиц по случаю Пасхи. На фото ниже представлены варианты праздничной сервировки и состава тарелок.

  • Тарелки нужно ставить на расстоянии 1,5-2 см от края стола и на одинаковом расстоянии друг от друга;
  • Чтобы закусочная тарелка не скользила по подставочной, между ними нужно положить бумажную или текстильную салфетку как показано на фото ниже.

Шаг 3. Кладем столовые приборы

Теперь приступаем к раскладке приборов. Их кладут по бокам по числу перемен блюд (вогнутой стороной к столу):

  • Справа от тарелок располагают ножи и ложки;
  • Слева – вилки;
  • Сверху можно положить чайную ложку.

Праздничная сервировка в домашних условиях не требует наличия большого количества специальных ножей, вилок и ложек. Чаще всего хватает одного ножа, одной вилки и пары ложек (для супа и десерта).

Но при необходимости и желании, вы можете дополнительно сервировать стол специальными вилками, ножами и ложками как показано в следующей фото-подборке.

Подробнее о правилах расстановки приборов можно узнать в следующем видео-уроке.

Шаг 4. Ставим бокалы, фужеры, стаканы

Далее за тарелками чуть правее ставим бокалы от большего к меньшему. В зависимости от имеющихся напитков и предпочтений гостей выставляются бокалы для воды, красного/белого вина, шампанского и/или стакан для сока, крепких напитков и рюмки.


Шаг 5. Сервируем салфетки

Для особенно торжественных случаев салфетки можно сложить красиво и художественно на тарелку. Для всех остальных случаев строгих правил сервировки салфеток нет. Их можно положить в стакан для воды, подложить под закусочную тарелку, просунуть в кольца, обвязать ленточкой и украсить декором.

В случае, если вы накрываете стол не для праздника, а, например, к обеду, то вы можете подложить салфетки сбоку от тарелки под вилки как показано на фото ниже.

Шаг 6. Последний штрих – декор стола

Ура, почти готово! Осталось только украсить праздничный стол цветами в вазе и тематическими украшениями. На Новый год это могут быть шишки, розмарин и еловые ветки, на 8 марта – бутоны цветов, а на Пасху – зайцы и ветки вербы. Теме декора стола стоит уделить больше внимания в отдельной статье, а пока предлагаем взглянуть на фото красиво украшенных столов в разных тематиках и стилях.

Пасхальная сервировка

И немного о расстановке блюд

Кроме сервировки столовых приборов и посуды вам нужно разложить и сами блюда с едой. Вот небольшая памятка о том, как это можно сделать красиво и правильно.

Ну, вот и все. Желаем вас успешной практики и веселых, душевных праздников!

Людмила Яшнова
Организация процесса питания и сервировки стола в ДОУ

Главная задача детского сада - обеспечение конституционного права каждого ребенка на охрану его жизни и здоровья. При этом организация рационального питания – необходимое условие для гармоничного роста детей, их физического и нервно-психического развития, устойчивости к инфекциям и другим неблагоприятным факторам внешней среды занимает особое место в деятельности ДОУ. Ведь именно в детском саду дети проводят значительную часть дня.

Психологический комфорт детей во время их пребывания в образовательном учреждении во многом зависит от организации питания . Важным моментом в правильной организации питания является правильная сервировка , она играет большую роль для развития аппетита ребёнка и закрепления культурных навыков.

Эстетическое оформление стола привлекает внимание детей к блюдам, повышает аппетит, формирует эстетический вкус детей.

Эстетическое оформление стола :

обязательно бумажные салфетки,

красиво и правильно разложенные столовые приборы (ложки, вилки, ножи,

порционно нарезанный хлеб в хлебнице,

чашки, тарелки по количеству детей,

допускается цветочная композиция для украшения.

К завтраку стол сервируется следующим образом :

На середину стола ставится хлебница с хлебом накрытая салфеткой, тарелка с порционным маслом, салфетница

Затем раскладывают ложки, вилки, ножи (для масла) – старший дошкольный возраст. Вилка с левой стороны, нож и ложка– справа. Если нет ножей – справа ложка и вилка. Чайные пары ставятся в центре стола , по количеству детей.

Основное блюдо детям подает младший воспитатель перед тем , как они сядут за стол . Заранее блюда не раскладывают, за исключением тех, которые едят холодными. Подают и убирают посуду слева от сидящего ребенка.

Если на завтрак подают яйца, их кладут в тарелку, которая стоит в центре стола .

К обеду стол сервируется :

На середину стола ставится хлебница с хлебом накрытая салфеткой, салфетница.

Затем раскладывают ложки, вилки, ножи. Вилки с левой стороны, нож и ложка – справа. Если нет ножей – справа ложка и вилка.

Чайные пары с маленькой ложечкой ставятся в центре стола , по количеству детей.

Салаты, овощную нарезку, маринад раскладывают в отдельные тарелочки до того, как дети сядут за стол .

Супы (если нет салатов) подаются только тогда, когда ребёнок сядет за стол .

Не нужно преждевременно раскладывать второе, чтобы оно не остывало : остывшая пища менее полезна. Если воспитатель и младший воспитатель внимательно следит за детьми во время еды, они всегда успеют вовремя подать каждому второе.

К уплотненному полднику стол сервируется :

В центре стола ставится салфетница , чайные пары.

Тарелка ставится каждому ребёнку, если предлагается выпечка или печенье.

В остальном стол сервируется так же , как и к завтраку. Не подается только масло.

Порядок действий по организации приема пищи :

Подготовка к приему пищи. Соблюдение гигиенических требований (мебель расставлена удобно в соответствии с ростом детей; столы промыть горячей водой с мылом. Младший воспитатель обязан тщательно вымыть руки, надеть специальную одежду, проветрить помещение, использовать только чистую посуду)

Гигиенические процедуры : валеологическое просвещение детей, закрепление правил мытья рук; самоконтроль детей.

Соблюдение постепенности посадки детей за столы . Воспитатель старается , чтобы вслед за дежурными за стол сели те дети , которые медленно едят и имеют плохой аппетит.

Сервировка стола : организация дежурства ; ознакомление с меню, объявление его детям; привлечение внимания детей к эстетичному оформлению столов , соблюдение правильной осанки.

Прием пищи (завтрак, второй завтрак, обед, уплотненный полдник) . Индивидуальная работа по воспитанию культуры еды ; обучение правилам этикета; оценка деятельности.

Организация дежурства

Общие требования :

Дежурство носит характер поручений;

Единство требований со стороны обоих воспитателей и младшего воспитателя ;

Обязательно выполнение гигиенических процедур , наличие привлекательной формы для дежурных (фартук, колпачок) ;

Назначают по 1 дежурному для каждого стола ;

Поощрение и благодарность за помощь

Дежурство по столовой младший возраст :

К концу года можно повесить «Доску дежурств» и научить детей пользоваться ею;

Раскладывание на столе ложек , салфетниц и хлебниц.

Дежурство по столовой средний возраст :

сервировка стола под руководством взрослого;

Дежурство по столовой старший возраст :

сервировка стола ;

Размещение бумажных салфеток в салфетницах (скручивание в трубочки, нарезание, складывание) ;

Уборка использованных салфеток.

Сервировать стол – это значит подготовить его для приема пищи. Основная цель сервировки стола – создать порядок на столе , обеспечить всех необходимыми предметами. Порядок сервировки выработан годами , продиктован требованиями гигиены и необходимостью обеспечить наибольшее удобство.

Правильная сервировка стола как необходимое условие воспитания положительного отношения к еде и формирования навыков приема пищи :

на чистый стол постелить скатерть , ее края опускают со всех сторон одинаково, но не ниже сидений стульев. а лучше под каждый столовый прибор - салфетку , чистую, нарядную на вид

бумажные салфетки не раскладывают, а ставят в салфетнице (закончив есть, вытирают сначала губы, затем руки, а использованные салфетки кладут на блюдо)

хлебница ставится в центре стола , при необходимости хлеб нарезается пополам (не ломается)

Расставляются чайные пары

если подают компот с ягодами, то на блюдце кладут чайную ложку

справа от тарелки кладут столовые приборы :

ближе к тарелке вилку зубчиками кверху, рядом столовую ложку углублением вниз,

если подается столовый нож , тогда вилку кладут слева от тарелки, а нож справа ближе к тарелке, лезвием к тарелке (ножом разрезают на маленькие кусочки мясо, колбасу, сыр, огурцы, помидоры, яблоки, груши).

то, что легко разделать вилкой, едят без ножа : вареный картофель, котлеты, запеканку, омлет.

салат, овощную нарезку, маринад подают в отдельной тарелочке

раскладка блюд на тарелках должна быть эстетически привлекательной

по мере съедания блюд необходимо убирать грязные тарелки

Публикации по теме:

Организация образовательного процесса в ДОУ с детьми старшей группы В дошкольном образовании сегодня происходят большие перемены, основа которых была заложена государством, проявляющим большой интерес к развитию.

Методические рекомендации для воспитателей ДОУ по организации процесса питания и сервировке столов в группах. Методические рекомендации для воспитателей ДОУ по организации процесса питания и сервировке столов в группах. Консультация подготовлена старшим.

Происходящие в дошкольном образовании перемены, с одной стороны, предполагают работу ДОУ в инновационном режиме, а с другой стороны, требуют.