ГЛАВНАЯ Визы Виза в Грецию Виза в Грецию для россиян в 2016 году: нужна ли, как сделать

НОД детей: Рассказывание сказок по кодированию «Репка», Три поросёнка», «Три медведя. Занятие по развитию речи детей среднего дошкольного возраста с использованием приемов мнемотехники и схем моделей Интеграция образовательных областей

Казалось бы, нет на свете малыша, который не любит сказки. И у многих мам, чей ребенок не попадает в эту категории, начинается паника: “Что с ним? Почему он не такой, как все? Как это исправить? И можно ли?” Спешу их успокоить ― можно! А, если вы любите сказки и готовы уделять этому хоть несколько минут в день, то изменить ситуацию не составит особого труда!

Почему ваш малыш не воспринимает сказки, и что делать?

  • Во-первых, помните, что сказка ㅡ это множество слов, к тому же не всегда знакомых малышу. То есть для него некоторые из них ㅡ буквально «пустой звук». Плюс, маленький ребенок еще плохо умеет концентрировать внимание. И это совершенно нормально, если ему от роду всего год-два или даже три! Вывод один: нужно идти от природы ребенка!
  • Во-вторых, природа малыша требует движений. Движение ㅡ это все: и рост, и развитие, и здоровье. Поэтому давайте попробуем совместить движения и текст сказки!

Как рассказывали сказки наши мамы и бабушки

Помните ли вы, с какими самыми первыми художественными произведениями знакомили нас мамы или бабушки? Это были потешки, пестушки и колыбельные, и они всегда сопровождались движениями! Под последние ребеночка ритмично укачивали (у качания есть тоже своя польза для развития). А пестушки с потешками использовали для различных «важных» мероприятий ― умывания, одевания, кормления, массажа, да и просто игр. Хотя, конечно, не «просто». Все они способствовали и развитию малыша, и пополняли его пока еще совсем небольшой словарный запас.

Как показывать сказку с помощью рук и не только

Если вдруг ваш ребенок уже вышел из младенческого возраста, но все еще не может спокойно выслушать даже самую маленькую сказочку от начала до конца, то, рассказывая, попробуйте показать ему «театр» руками. Не обязательно использовать только руки, можно расширить диапазон движений, используя все тело, но все же старайтесь делать это сидя. Так у малыша будет развиваться концентрация внимания.

Иллюстрируем движениями сказку “Теремок”

Для примера возьмем сказку «Теремок». Ее можно проиллюстрировать следующим образом.

« Стоит в поле теремок-теремок » — скрестите руки в районе запястий над головой.

« Он не низок, не высок, не высок » ㅡ обозначьте высоту руками.

« Как по полю-полю мышка-норушка бежит » ― прижмите к груди руки, согнутые в локтях, пальцы опустите вниз ㅡ это будут лапки мышки. Подвигайте поочередно кистями вверх-вниз, изображая движения мышки.

« Теремочек увидала и стучит » ㅡ снова изобразите теремок, скрещивая руки над головой.

« Тук-тук! Кто в теремочке живет? Кто-кто в невысоком живет? » ㅡ изобразите «стук» кулачком.

« А ей никто не отвечает » ㅡ разведите руки в стороны (жест «Увы»).

« Зашла мышка в теремок и стала там жить-поживать » ㅡ вновь покажите теремок.

« Вот по полю-полю лягушка спешит » ㅡ для лягушки опустите вниз руки, полусогнутые в локтях, а кисти разведите пальцами в противоположные стороны. Сделайте несколько пружинистых движений вверх-вниз, чтобы изобразить, как лягушка прыгает.

« Теремочек увидала и стучит : Кто-кто в теремочке живет? Кто-кто в невысоком живет? » ㅡ повторите движения «теремок» и «стук».

« Я – мышка-норушка. А ты кто? – А я – лягушка-квакушка » ㅡ говорите и по очереди изображайте героя: мышку, затем лягушку.

Как показать других животных

  • Чтобы показать зайчика, поднимите к голове ладони с соединенными пальцами ㅡ «ушки».
  • Лисичку можно сымитировать, поочередно плавно двигая перед собой кистями рук.
  • Чтобы показать пасть волка, соедините руки в области запястий и постучите слегка согнутыми пальцами по противоположной руке.

  • Ну а для медведя можно немного вывернуть ноги, поставив их на внешний край стопы, а полусогнутые руки опустить вниз. Медленно покачивайтесь из стороны в сторону, как неуклюжий косолапый.

Не принципиально изображать героев именно так, как описано выше. Это примерный вариант. Вы можете исходить из собственного опыта и представлений. Не бойтесь фантазировать и придумывать оригинальные «иллюстрации» к сказкам.

Еще немного нашего опыта: сказка “Пых”

Одной из любимых сказок моего сына стала сказка «Пых». Деда мы изображали, поставив одну руку на пояс и как бы «прихрамывая» в эту сторону. Бабка была пошустрее ― мы двигали согнутыми в локтях руками. А внучку представили «воображулей», покачивая головой и ведя указательными пальцами от затылка к плечам, как бы обозначая кудряшки-спиральки.

Когда герои выходили в огород, я добавила такой текст: «А там ― солнышко светит (мы поднимали кисти рук с растопыренными пальцами вверх ), птички поют (пальцы соединялись и превращались в крылышки ), пчелки жужжат: «Жжжжж» (пальцы соединялись «биноклем», но разводились в стороны ),

комарики звенят: «Ззззз» (указательные пальцы выдвигались вперед, а остальные сжимались в кулачек ).

Грядки тоже были «активные», своеобразный массаж получился: с морковкой (указательные пальчики стучали по ножкам или по спинке ), с капустой (пальчики сворачивали «шариком» и слегка пощипывали ), с картошкой (стучали кулачками ). Когда сын подрос, то стал сам придумывать, что на них должно было расти: горох, огурчики, тыква и т.д. Ему очень нравилось рисовать эти овощи на моей спине. Иногда я его просила отгадать, что же росло на грядке, «забыв» название овоща. В общем, повествование с помощью нашего тела дает огромный простор для фантазии!

Рассказывая сказку, побуждайте малыша повторять за вами движения. Через какое-то время пробуйте делать их вместе, а затем и по ролям. Так малыш учится прислушиваться к вашей речи, обращать внимание на отдельные слова, осмысливать услышанное. А движения рук и туловища разовьют моторику, помогут стать пластичнее. Но главное ― ваш малыш полюбит сказки!

Татьяна Вербицкая , опытный педагог и мама двух «вытворяшек»

Людмила Егорова

Развитию речи дошкольников 5-6 лет отводится особое значение. Развивая связную монологическую речь у детей, мы учим составлять повествовательные рассказы по игрушкам, картинкам по схемам, мнемотаблицам. Здесь мне на помощь часто приходит материал из интернет - источников. Например, "Расскажи сказку по картинкам":

http://www.liveinternet.ru/users/4327727/post160158866

"Составление рассказов и описаний по схемам":

В описательных рассказах о предметах, объектах и явлениях природы мы учим детей точно и правильно подбирать слова, характеризующие особенности предметов и объектов, использовать прилагательные и наречия в речи дошкольников,воспроизведению логики описательного рассказа.

Большое внимание уделяется пересказыванию сказок с использованием схем - кодировок.

По речевому развитию есть тема:"Рассказывание сказок "Репка", "Три медведя", "Три поросёнка" по кодированию.

Используя материал Шайнуровой Ираиды Рагибовны, учителя-дефектолога, я разработала конспект деятельности по речевому развитию и создала собственные схемы - кодировки. Вот, что у меня получилось, дорогие коллеги.

С удовольствием приму ваши отзывы (положительные и отрицательные,советы.

ННОД детей по речевому развитию на тему: Рассказывание сказок по кодированию «Три поросенка», «Три медведя», «Репка»

Программное содержание:

Учить детей передавать содержимое сказок, используя схемы-сказки, подбирать определения к существительным и согласовывать их. Закрепить представления детей о русских народных сказках в отличие от авторских. Воспитывать любовь к народному творчеству.

Интеграция образовательных областей:

«Речевое развитие», «Социально – коммуникативное развитие», «Физическое развитие», «Художественно – эстетическое развитие».

Интернет – источники

http://kotikit.ru/qanda/tri-porosyonka-skazka-v-stixax/

http://zagadochki.ru/zagadka-babka-staryy-ded-i-vnuchka.html

http://www.prozagadki.ru/2334-zagadki-pro-treh-porosyat.html

http://bk-detstvo.narod.ru/mihalkov.html

http://hvatalkin.ru/zagadka/1256

http://www.liveinternet.ru/users/4327727/post161557175

Шайнурова Ираида Рагибовна, учитель-дефектолог

Подготовка к мастер-классу «Расскажем сказку способом моделирования»: бланк со схемами моделей сказочных персонажей для родителей (Приложение 5).

Ход деятельности

Ребята, вы любите слушать сказки? А рассказывать взрослым или друзьям?

А хотите сами рассказать сказку, но не по иллюстрациям книги, а по волшебным моделям - схемам?

Но прежде чем вы увидите схемы сказок, отгадайте загадки о них.

Загадка 1.

«Бабка, старый дед и внучка,

Мышка, кот, собака Жучка -

Вместе все меня смогли -

Вытянуть из-под земли». (Репка)

«Её тянут бабка с внучкой,

Кошка, дед и мышка с Жучкой» (Репка)

Посмотрите внимательно на эту схему, подумайте о какой сказке пойдёт речь?

Загадка 2

«Носик круглый, пятачком,

Им в земле удобно рыться,

Хвостик маленький крючком,

Вместо туфелек - копытца.

Трое их - и до чего же

Братья дружные похожи.

Отгадайте без подсказки,

Кто герои этой сказки? (Три поросёнка)

«Хрю – хрю – хрю

Каких три братца

Больше волка не боятся,

Потому, что зверь тот хищный

Не разрушит дом кирпичный». (Три поросёнка)

Теперь послушайте сказку в стихах о трёх поросятах.

Три поросёнка (сказка в стихах)

Виталий Лиходед

Жили-были поросята,

Три весёлых дружных брата.

Летом бегали, играли,

Холода совсем не ждали.

Вскоре осень наступила,

Поросят предупредила:

"Нужно строить всем дома:

Скоро к вам придёт зима!"

Из соломы домик свой

Младший сделал под сосной.

Крышу лёгкую сложил,

Зимовать под ней решил.

Средний тоже не дремал:

Дом из веток собирал.

Думал в шалаше зимой

Жить холодною порой.

Ну, а старший брат трудился

И, конечно, не ленился.

Из камней он строил дом,

Чтобы жить спокойно в нём.

Камни долго подбирал,

Стены крепкие собрал.

Сделал окна, крышу, дверь,

Будет тёплым дом теперь.

На полянку волк пришёл,

Из соломы дом нашёл.

Дунул сильно - и у дома

Улетела вся солома.

Младший тут же убежал

К шалашу, где средний спал.

Волк шалаш решил сломать…

К старшему пришлось бежать.

Волк увидел третий дом

И полез в трубу на нём.

С кипятком в котёл упал,

В лес со страха убежал.

Рассмеялись поросята.

Стали вместе жить три брата.

Больше волк не приходил,

Стороной их обходил.

Расскажите её по схемам блокам.

Загадка 3.

«Возле леса на опушке

Трое их живут в избушке

Там три стула

И три кружки,

Три кроватки

Три подушки.

Угадайте без подсказки: Кто герои этой сказки?» (Три медведя)

Итог деятельности

Персонажи каких сказок приходили в гости?

С помощью чего вы смогли пересказать сюжет русских народных сказок?

Возникали трудности во время рассказывания сказки по схемам? Какие?

Получив в свое распоряжение такие блага цивилизации, как молнии, кнопки и липучки, дети перестали автоматически приобретать необходимые навыки мелкой моторики , пальчики «разленились» и не успевают учиться вместе со своим хозяином. Количество детей, имеющих моторную неловкость, неуклонно растет, а родители все меньше уделяют внимания развитию и воспитанию своих детей, переложив всю ответственность на детский сад.

Отсюда вытекает важная проблема: как помочь ребёнку преодолеть моторную неловкость. Найти ответы на непростой вопрос помогла реализация проекта «Сказку расскажи руками».

Если решать проблему сообща - результат будет намного выше. Именно поэтому к реализации проекта были привлечены не только дети средней группы, посещающие логопедический пункт, но и воспитатели, родители детей, а также музыкальный руководитель ДОУ.

Определив проблему, наметили цель. Реализовать проект- значит решить круг определённых задач. Как главный результат проектной деятельности был запланирован детско-родительский фестиваль пальчикового театра «Театр на ладошке».

Но прежде чем дети порадовали своими выступлениями, была проведена большая ежедневная работа по преодолению моторной неловкости пальцев и кистей рук. А именно: ежедневные физминутки на занятиях, динамические паузы на музыкальных занятиях, массаж и самомассаж на коррекционно-логопедических занятиях, пальчиковые гимнастики, продуктивные виды деятельности.

Определённая последовательность работы над преодолением моторной неловкости от простого к сложному стала алгоритмом. Началась работа с определения мышечного тонуса кистей рук, что способствовало правильному выбору приёмов массажа и самомассажажа для нормализации тонуса.

Игры без слов на первых порах помогают ребёнку сосредоточиться на точном выполнении движений.

Для повышения устойчивого интереса в дальнейшем движения выполняются с подкреплением слов, как в стихотворной, так и произвольной форме.

Дети с большим восторгом играют с предметами, разными по фактуре, обогащая сенсорный опыт, дозируя мышечные усилия.

Как уже говорилось ранее, занятые родители мало времени уделяют своим детям. Поэтому важной задачей было привлечь их внимание к проблеме малышей и помочь им с ней справиться. Хотелось сделать общение родителей и детей творческим, раскрепощённым, помочь увидеть в своих малышах искру таланта. А ребятам помочь стать яркими звёздочками. Домашние творческие задания на выходные помогли раскрыть таланты не только детей, но и родителей. Музыкальный руководитель помогла подобрать спектакли, составить сценарий и провести фестиваль «Театр на ладошке».

Дети, участвующие в спектаклях, имеют сложные нарушения речи и как следствие - скованны, зажаты, на утренниках стараются остаться на заднем плане. Возможность выступить и проявить себя - это ещё и решение коммуникативных проблем.

Выставка литературы по теме проекта дала возможность родителям ознакомиться с многообразием форм работы с ребёнком по преодолению моторной неловкости, выбрать удобную для себя форму работы.

В итоге важно отметить, что в ходе реализации проекта происходит творческое взаимодействие детей и родителей, направленное на общее и речевое развитие дошкольников:

  • активное, заинтересованное, творческое участие семей в реализации проекта,
  • психологическая готовность родителей в понимании своего ребенка, видение его талантов, возможностей,
  • развитие педагогической компетентности родителей,
  • развитие мышления, памяти, воображения, креативности малышей,
  • развитие коммуникативных способностей,
  • активное формирование и совершенствование тонкой моторики.

Разделы: Работа с дошкольниками

Дошкольный возраст наиболее благоприятен для закладывания основ грамотной, чёткой, красивой речи, что является важным условием умственного воспитания ребёнка .

Общеизвестно воздействие художественной литературы на умственное и эстетическое развитие ребёнка. Велика её роль и в развитии речи дошкольников .
Мнемотехника, или мнемоника, в переводе с греческого – «искусство запоминания».

Мнемотехника – это система методов и приёмов, обеспечивающих эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации. Использование мнемотехники для дошкольников сегодня становится всё более актуальным. Цель обучения с её использованием – развитие памяти (разные виды: слуховая, зрительная, двигательная, тактильная), мышления, внимания, воображения. Основа обучения – развитие творческого познания.

Особое место в работе с детьми занимает дидактический материал в форме мнемотаблиц и схем-моделей, что заметно облегчает детям овладение связной речью; кроме того, наличие зрительного плана-схемы делает рассказы (сказки) чёткими, связными и последовательными. Мнемотаблица – это схема, в которую заложена определённая информация .

Я второй год работаю по теме «Развитие связной речи детей среднего дошкольного возраста посредством сказок». Мною разработан специальный комплекс занятий по сказкам с использованием различных игр, а также приёмов мнемотехники и моделирования. Предлагаю вашему вниманию один из вариантов таких занятий.

«Рассказывание сказки «Теремок»» (средняя группа)

Задачи:

  • Обучающие :
    • называть отличительные признаки диких животных (волк, заяц), используя мнемотехническую таблицу;
    • активизировать в речи слова и выражения, позволяющие начать и закончить сказку;
    • упражнять детей в умении рассказывать содержание сказки с использованием наглядных пособий;
    • закреплять умение составлять сказку связно, в логической последовательности;
    • закреплять последовательность действий персонажей благодаря методу моделирования.
  • Развивающие :
    • продолжать развивать психические процессы: память, внимание, наглядно-действенное мышление;
    • умение соотносить звуковые символы с образами.
  • Воспитательные :
    • воспитывать доброе отношение к животным;
    • приучать детей к выполнению элементарных правил культуры поведения.

Наглядный материал:

  • мнемотаблицы (к сказке «Теремок», «Волк», «Заяц»);
  • персонажи настольного театра по сказке «Теремок»
  • на каждого ребёнка (лист бумаги; карандаши; круги разного цвета (маленький серый будет обозначать мышку, зелёный – лягушку, белый зайчика, оранжевый – лисичку, большой серый – волка, большой коричневый – медведя)).

Предварительная работа:

  • чтение сказки «Теремок»;
  • рассматривание и обсуждение символов диких (волк, заяц) и домашних животных (коза, корова) по мнемотаблицам;
  • показ педагогом сказки «Теремок» (настольный, объёмный, картонный театр);
  • пение песен про животных;
  • чтение стихотворений про животных;
  • дидактические игры «Кто в домике живёт», «Кто что ест», «Кто как кричит».

ХОД ЗАНЯТИЯ

Дети сидят полукругом на стульчиках или на диванчиках. Педагог в центре, перед ними. Рядом стоит маленький столик и мольберт с магнитной доской. Раздаётся стук и появляются герои настольного театра (зайчик и волк).

Педагог. Здравствуйте ребятки!
Дети. Здравствуйте
Педагог. Ребята кто пришёл к нам в гости?
Дети. Зайчик и волк.
Педагог. Ребята, а как вы думаете заяц и волк это дикие или домашние животные?
Дети. Это дикие животные, потому что они живут в лесу
Педагог. Правильно, молодцы!
А давайте мы с вами расскажем про зайчика, какой он?

Рассказывание по мнемотаблице «Заяц» <Рисунок 1>.

Педагог. Молодцы, зайчик живёт в лесу, любит кушать морковку и капусту. А кто попробует рассказать про волка, какой он? Иди … расскажи про волка.

Рассказывание по мнемотаблице «Волк» <Рисунок 2>.

Снова раздаётся стук, и появляются герои настольного театра (мышка, лягушка, лисичка и медведь). Здороваются с детьми.

Педагог. Ой, сколько у нас с вами сегодня гостей пришло!? Много!..
Ребята, а давайте вспомним где живёт мышка?
Дети. В норке,
Педагог. А лягушка?
Дети. На болоте.
Педагог. Зайчик живёт…
Дети. Под кустом.
Педагог. А лиса где живёт?
Дети. В норе.
Педагог. Как называется дом волка??
Дети.
Педагог. Волк живёт в логове. Его дом называется логово. А как называется дом медведя?
Дети. Берлога.
Педагог. Правильно медведь живёт в берлоге. Вот какие вы молодцы, всё правильно рассказали. А кто скажет как называется сказка, в которой все эти звери жили дружно в одном домике?
Дети. «Теремок»
Педагог. Ребята, а какими словами обычно начинаются сказки?
Дети. Жили-были, однажды…
Педагог. А заканчиваются сказки какими словами?
Дети. Вот и сказке конец, а кто слушал молодец, стали они жить-поживать да добра наживать…
Педагог. А с каких слов начинается сказка «Теремок?»
Дети. Стоит в поле теремок, он ни низок, ни высок…
Педагог. А давайте вспомним, какие в сказке у каждого зверька прозвища:

Мышка… (норушка),
Лягушка… (квакушка),
Зайчик… (побегайчик),
Лисичка… (сестричка),
Волк… (зубами щёлк),
Медведь…(косолапый).

Педагог. А теперь давайте с вами поиграем в игру, которая называется «Зеркало», я буду вам показывать движения, а вы должны отгадать какого животного я изобразила и повторить движения за мной.

После игры дети садятся на свои места.

Педагог. Ребята, а теперь давайте вместе вспомним и расскажем сказку «Теремок».

Рассказывание сказки по мнемотаблице «Теремок» <Рисунок 3>.

Педагог. Ребята, а теперь давайте поиграем в эту сказку. Сделаем свои теремки. Вот на листке у вас есть домик. Нарисуем двери, чтобы звери могли зайти. Кто пришёл первым?
Дети. Мышка.
Педагог. Мышка какая? Хвостатая, потому что у неё длинный хвостик. Лягушка громко квакает, у неё большой рот, как будто она всё время улыбается. Значит, она какая?
Дети. Весёлая.
Педагог показывает, как обозначить на рисунках каждого из персонажей <Рисунок 4>.

Если дети не устали, и у них сохранился интерес, педагог предлагает поиграть в сказку с помощью персонажей настольного театра. Дети разыгрывают диалоги. Занятие плавно переходит в творческую игру.

Список литературы :

1. Большева Т.В. Учимся по сказке. Развитие мышления дошкольников с помощью мнемотехники: Учебно-методическое пособие. 2-е изд. испр. – СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2005. – 96 с.
2. Полянская Т.Б. Использование метода мнемотехники в обучении рассказыванию детей дошкольного возраста: Учебно-методическое пособие. – СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2010. – 64 с.
3. Ушакова О.С., Гавриш Н.В. Знакомим дошкольников с художественной литературой: Конспекты занятий. – М.: ТЦ «Сфера», 1998. – 224 с.

Важно своевременно уделить внимание развитию речи ребенка, в частности научить его рассказывать о чем-то, то есть составлять связный рассказ. Начать лучше с чего-то знакомого, к примеру, со сказок, которые ребенку ни раз читали родители и, может быть, малыш-дошкольник даже знает их наизусть. Мы предлагаем вашему вниманию карточки с иллюстрациями к популярным детским сказкам, по которым с ребенком можно поиграть. Это своего рода мнемотаблицы - серии картинок, фиксирующих образы сюжетов сказки по порядку.

В 3 года ребенку можно распечатать эти карточки или просто показывать на экране. Разрезать не нужно. Рассказать сказку, обязательно показывая пальчиком все события на рисунках. Затем предложить ребенку самому рассказать эту сказку по картинкам - мнемотаблице.

Когда это освоено, разрезаем мнемотаблицу на карточки. Пусть малыш самостоятельно вспомнит, какие события сказки были вначале, какие потом, восстановит последовательность событий.

К возрасту старшей группы детского сада игру еще более усложним. Все разрезанные карточки выкладываем перед ребенком. Теперь ему придется сначала определить, к какой сказке относится картинка, а потом ее место по порядку.

Карточки для скачивания

Иллюстрации к сказкам "Колобок", "Репка", "Бычок, смоляной бочок", "Теремок", "Лисичка со скалочкой", "Курочка Ряба".