ГЛАВНАЯ Визы Виза в Грецию Виза в Грецию для россиян в 2016 году: нужна ли, как сделать

Малыш перестал проситься на горшок: ищем причины и решение проблемы. Ребёнок перестал ходить на горшок: что делать Почему ребенок перестает проситься на горшок

Приучение малыша к горшку для многих родителей становится одним из важнейших этапов в его воспитании и развитии. И когда, наконец, ребенок гордо демонстрирует привитый навык, все облегченно вздыхают: малыш решил ещё одну сложную для себя задачу, вопрос можно считать закрытым. Однако случается и так, что спустя некоторое время происходит неожиданность: штанишки снова оказываются мокрыми.

Когда ситуация повторяется несколько раз подряд, приходится признать: ребенок перестал ходить на горшок. Проявляться это может по-разному: кто-то послушно садится на горшок и встает с него сухим, а потом молча делает свои «делишки» где-то в стороне.

Для некоторых детей попытки родителей призвать их справлять надобности где следует, вызывает резкий протест на грани с истерикой. Для неопытных мам и пап это может показаться катастрофой, но на самом деле проблема отказа от горшка вполне решаема, и чтобы с ней справиться, в первую очередь необходимо выяснить причины.

Некоторое время назад жизнь казалась прекрасной: горшок исправно посещался, а одёжки любимого чада оставались сухими, но вдруг одна за другой последовали «осечки»? Однако следует знать, что в такой ситуации «вдруг» не бывает – скорее всего, ребенок перестал проситься на горшок по определенной причине. Как правило, подобное поведение может быть вызвано следующими обстоятельствами:

  1. Стрессовая ситуация. Малыш пережил сильный испуг, в семье сложилась напряженная обстановка, конфликтные отношения между родителями. Ребенок чутко реагирует на психологический дискомфорт, и в первую очередь это выражается в забывании определенных навыков.
  2. Ребенок боится горшка. Если малыш уже ходит в садик, такое случается нередко: непривычная обстановка, горшок другой формы или размера способен вызвать у него резкое отторжение. Прибавить к этому трудности адаптационного периода – и причина отказа справлять естественные надобности «как взрослые» становится очевидной. Что касается «домашних» детей, то их может отпугнуть холодный горшок или резкие звуки в момент, когда ребенок на нём находился.
  3. Возрастной кризис. Дети растут, и в 3–4 года происходит заметная перестройка нервной системы. Подобное состояние может вызвать бунт: бывает, что ребенок не только отказывается от горшка – он может перестать есть ложкой или начать проявлять агрессию.
  4. Плохое самочувствие. Отказ ходить на горшок может возникнуть и после болезни: этот навык требует определенных физических и волевых усилий, на которые заболевший малыш просто неспособен.
  5. Физический дискомфорт. Не исключено, что ребенок не садится на горшок лишь потому, что он стал ему элементарно мал, и как следствие неудобен.
  6. Слишком раннее приучение к горшку. Как ни странно это звучит, но многие родители, стремясь развить своего малыша как можно скорее, приносят ему больше вреда, чем пользы. Приучая ребенка ходить на горшок до того, как он станет готов к этому психологически, можно сформировать рефлекс, а не навык. Рефлексам свойственно угасать, поэтому не стоит удивляться, если малыш, исправно пользующийся горшком до года, начинает его игнорировать уже после первого дня рождения: он просто не понимает, для чего это требуется.

Таким образом, если возникла подобная проблема, необходимо тщательно проанализировать поведение малыша, окружающую его обстановку и найти тот самый «переломный момент», после которого ребенок подзабыл этот полезный навык. Если причина установлена верно, родители окажутся уже на полпути к успеху.

Что делать

Самое главное, что требуется от мамы и папы в данной ситуации – понимание, терпение, терпение и ещё раз терпение. Маленького человечка и так пугает вся эта ситуация, а упреки и покрикивания от близких людей могут усугубить ситуацию настолько, что исправить всё будет намного сложнее. Поэтому максимум заботы, любви и внимания к проблеме – и всё вернется на круги своя в короткие сроки.

В первую очередь следует начать с простого: попробовать сменить горшок . Не исключено, что новый покажется ребенку намного интереснее и удобнее, и проблема отпадет сама собой. В противном случае следует готовиться к более сложному пути.

Следующий важный этап – создание дома уютной, теплой, расслабленной атмосферы . Негромкие разговоры, спокойствие и улыбки позволят малышу снова сосредоточиться на познании мира и формированию «взрослых навыков». Если же дома всё в порядке, следует обратить внимание на психологическое состояние ребенка.

Отказ, вызванный привыканием малыша к садику, может исправить лишь время, но это не значит, что нужно бездействовать: следует мягко предлагать ему горшок, но без излишнего принуждения – важно, чтобы он понимал - это важно и хорошо. Психологи также советуют попытаться воззвать к самостоятельности ребенка: к примеру, предложить ему переодеваться самостоятельно или же искать одежду самому, но этот вариант для очень терпеливых родителей.

Ещё один хитрый ход – присаживать малыша каждые 20–30 минут : есть мнение, что ребенку, в конце концов, надоест отвлекаться от игр и интересных занятий, и он начнет ходить на горшок сам, но это сработает лишь с ребенком старше 3 лет – у двухлетнего упрямца это вызовет яростное сопротивление.

Ну а если ребенок в полтора года отказывается садиться на горшок, родителям придется начинать всё сначала. Единственное, что утешает – в этом возрасте формирование навыка занимает куда меньше времени. Однако если малыш не признает горшок в течение 1,5–2 месяцев, есть смысл обратиться к психологу – возможно, проблема значительно глубже, и требуется помощь специалиста.

Когда ребенок здоров, весел, и единственная проблема заключается в отказе справлять свои надобности там, где принято, – переживать не стоит: на языке психологов это называется «откат» - небольшой шаг назад в развитии. Следует знать, что обычно за этим следует значительный прорыв, и уже скоро любимое чадо снова будет радовать сухими штанишками, а родительские любовь и понимание помогут вернуть этот навык абсолютно безболезненно.

Познавательное видео по теме

Каждое, пусть даже и небольшое достижение чада не только не остаётся незамеченным, но ещё и становится целым событием. Жизнь ребёнка, особенно в маленьком возрасте, полна неожиданностей, и одним из таких примеров является ситуация, когда ребёнок перестал ходить на горшок. Понять, что произошло, и как помочь ребёнку и себе, опишет эта статья.

Причины

Причин тому, что ребёнок ходил на горшок, а теперь перестал проситься, может быть множество. Здесь мы опишем лишь самые распространённые из них.

  • Основной причиной является так называемый кризисный возраст. У маленьких детей, как и у взрослых, он тоже бывает, такие периоды наступают в 2, 3 и 4 года. В каждом из этих периодов у ребёнка начинается резкое развитие нервной системы. Он быстро растет в психологическом плане, начинает понимать некоторые вещи и мыслить по-другому. О том, чем этот возраст обусловлен, ходит множество теорий, но вывод всегда остаётся один – кризисный этап наступает практически у каждого ребёнка, и надо его правильно пережить.


  • Стрессовая ситуация. Если в старшем возрасте детей будет привлекать что-то новое, то будучи маленькими, они эмоционально воспринимают любую смену обстановки, переезд, пополнение в семье или же, наоборот, уход кого-нибудь из членов семьи, появление домашнего питомца и даже приобретение новой техники. Из всех вышеперечисленных факторов наиболее стрессовыми являются конфликты родителей и переезды.


  • Помимо ссор между родителями, на ребёнка могут влиять и его собственные конфликты с ними. Непростые взаимоотношения между маленькими детьми и их родителями являются отдельной темой. Маленький ребёнок может и злиться на своих родителей, может и ревновать , и требовать внимания, что косвенно будет являться причиной того, что он поменял свои привычки.


  • Одной из основных причин может стать и прорезывание зубов. Помимо того, что ребёнок перестаёт ходить на горшок, он может сильно болеть.
  • Скачки развития. Для детей характерны интеллектуальные скачки как в сторону развития, так и «назад». Ничего страшного в последнем нет, ребёнок со временем научится справляться со всеми трудностями и обязанностями, к выполнению которых он привыкнет. Причиной таких перепадов может быть и сильный испуг или травмирующая ситуация.
  • Ребёнок просто не хочет ничего делать. Он знает, что мама или другой член семьи все исправят, достаточно лишь позвать их.
  • Детский сад. Бывает такое, что после начала посещения детского сада у ребёнка формируется стойкое неприязненное отношение к горшку. Причиной может стать неправильное отношение воспитателей, и вызванные в связи с этим ассоциации.


Что делать?

Начнем с того, что традиционный подход критики к ребёнку является неправильным и недейственным.

Не стоит превращать каждый поход в туалет в акт наказания.

Конечно же, лучше всего выяснить проблему того, почему горшок вновь стал неугодным, и начать приручение заново. Предлагать горшок надо ненавязчиво, но регулярно. Некоторые педиатры и детские психологи рекомендуют лепить из пластилина вырабатываемые ребёнком отходы и класть их в горшок. Важно делать это вместе с ребёнком, и однажды он сам вновь попросится на горшок.


Использовать технику «вознаграждения» за поход на горшок рекомендуется только в редких случаях. В основном такая стратегия только усугубляет проблему и может принести больше трудностей. Мало того что ребенок станет капризным и беспокойным, он еще и будет требовать сладости и игрушки за каждый поход на горшок.

Другим действенным способом является совместное переодевание. С 2 лет ребёнок уже прекрасно понимает обращённые к нему слова, поэтому следует разговаривать с ним, объяснять, как некомфортно ходить в мокрой одежде, помочь ему переодеться. Важно не делать все самостоятельно, а вместе с ребёнком. Вероятность того, что это сработает с первого раза, довольно низкая, поэтому здесь важна регулярность и терпение. Огромную роль в этом процессе играет и то, что малышу со временем надоест отвлекаться от игр на долгое время, необходимое на смену одежды.


Проще говоря, именно боязнь некомфортного состояния, а не наказания или родителей должна стать мотивацией для ребёнка. Малыш осознает, что если он будет сидеть в мокрой одежде, то замерзнет.

Такой подход может повлиять на привычки уже относительно большого ребенка старше 3 лет, для деток младше понять это будет сложнее. При этом важно содержать ребёнка в достойных условиях и теплом помещении, чтобы избежать последующих проблем со здоровьем, причиной которых может стать мокрая одежда.

  • Интерес у ребёнка может вызвать новый яркий горшок, который обязательно должен быть удобным. Красивый аксессуар может вызвать желание опробовать его.


  • Помочь в этом деле могут и ровесники малыша, на их примере он тоже может начать пользоваться горшком.
  • Лишь в крайних случаях стоит обращаться к специалистам в области детской психологии. Как правило, ситуация требует вмешательства, если имеется ещё и ряд других серьезных проблем в поведении ребёнка. Чаще всего рекомендуется решать эту проблему в домашних привычных условиях.
  • Дополнительным мотиватором для карапуза может стать одобрение и положительные эмоции родителей, которые они будут демонстрировать после каждого успешного похода на горшок.
  • Если ребенок приступил к пользованию горшком после перерыва, и что-то сделал не так, ни в коем случае не повышайте голос и не заставляйте его убирать. Такое отношение может привести к неприязни малыша как к вам, так и к горшку.


Помните, что если ребёнок отказался от горшка, то это значит, что он находится под действием стрессовой ситуации. Только вы, как родитель, сможете организовать правильный, планомерный и действенный подход к проблеме своего ребёнка.

О том, что делать родителям, если ребенок перестал ходить на горшок, смотрите в следующем видео.

Вы так гордились его и своими успехами. И тут – на тебе! Снова стал писать на ковер…

Что могло послужить причиной?

— Стресс (переезд в новую квартиру, адаптация к детскому саду, рождение брата или сестры, ссоры родителей…).

— Интеллектуальный скачок. Так называемые «откаты» в физиологических процессах иногда сопровождают интеллектуальные скачки. Ребенок как бы возвращается на предыдущую стадию развития, потому что не справляется со всеми процессами сразу.

— Определенный разлад в отношениях в семье, злость на родителей.

— Ребенок был приучен писать по команде «пс-пс-пс».

Что делать?

Во всех приведенных случаях не нужно давить на ребенка, акцентировать проблему. Это только усугубит ситуацию. Постарайтесь определить, что стало причиной «отката», и с пониманием отнестись к малышу. Вы можете поговорить с ребенком о том, что его беспокоит. Если вам удалось выяснить, что тревожит кроху – попробуйте нарисовать или слепить ситуацию. Это поможет ребенку символически контролировать то, что происходит. Постепенно начинайте предлагать горшок снова, но не делайте этого слишком активно. Угощения и сувениры, подаренные за «поход на горшок», возможно, и ускорят процесс, но вы тем самым проигнорируете то, что происходит на самом деле.

Если несмотря на все ваши усилия, проблема сохраняется – обратитесь к детскому или семейному психотерапевту.

Сразу хочу сказать, что эта статья в первую очередь будет интересна для мам, у которых непослушные детки в плане приучения к горшку - детки, которые все понимают, но делают «свои дела» в штаны или если ваш ребенок перестал проситься на горшок.

Также советую прочесть статью как приучить ребенка к горшку и энурез у детей .

Результаты опроса проведенного на этом блоге показали, что большинство детей приучаются к горшку раньше полутора года . Но ведь достаточно много детей, которые и в 2-2,5 и даже до 3-х лет все еще никак не хотят проситься на горшок.

Причины почему ребенок не просится на горшок

Что является причиной этому? Наверняка, отсутствие чувства дискомфорта, или дискомфорт малыш чувствует, но знает, что мама сейчас все быстро исправит.

Также, совсем не редкость случаи, когда ребенок уже начал просится на горшок, а потом перестал и растерянная мама не знает, как дальше быть. Наказывать ребенка в таких случаях психологи не советуют, говорят, что лучше переждать и молча менять ребенку одежду - скоро он все сам поймет. Это, конечно же, может быть выходом, если вы видите, что малыш действительно начинает все осознавать и скоро все будет как прежде.

Как исправить ситуацию?

Что делать, если капризы ребенка относительно горшка затянулись?

  • Дать понять, как неприятно писать штанишки . Дополнительно объяснить малышу, когда он очередной раз будет мокрый, как нехорошо, что колготки и трусики намокли, все нужно переодевать…
  • Прекрасное средство в таких случаях - самостоятельное переодевание мокрой одежды. Если ребенок еще не в состоянии сам переодеться - вы ему немножко помогите, но пусть сам, до конца участвует в процедуре снимания мокрой и натягивания сухой одежды.
  • По возможности лучше всего отказаться от памперсов .

Мои наблюдения

Главный стимул в приучении малыша к горшку - чувство дискомфорта, а не наказания. Чем раньше мама отказывается от одноразовых подгузников, тем быстрее ребенок приучается к горшку , тем меньше потом у ребенка капризов, он воспринимает это как должное.

Советую молодым мамам не ждать когда ребенок сам поймет, что на горшок нужно проситься, поскольку, этого может и не произойти. Уже после года, а то и раньше старайтесь, как можно реже одевать малышу памперс, лучше - высаживайте на горшок, или берите на прогулку сменные колготки. В год ребенок гораздо проще приучается к горшку, чем в возрасте около 2-х лет, когда появляются капризы, и желание делать все по-своему.

Напоследок, хочу рассказать один прекрасный, и, по-моему, правильный способ приучить малыша проситься на горшок, прочитала я его в книге, которая называется «Непослушные детки, или как научиться понимать своего ребенка» Кравцовой А.М.

Хитрость состоит в том, что бы в определенный момент перестать одевать ребенку подгузник, пусть он некоторое время пописает в штанишки. В то время, когда малыш обмочился, объяснять ему, что вот ты сделал «пис-пис» и поэтому мокрый. Ругать ребенка, конечно же, не нужно, просто поменять одежду. Спустя некоторое время ребенок, еще до того как сделает «пис-пис» начнет проситься на горшок. Вот так все просто. Единственное «но», думаю, такое приучение лучше осуществлять в теплое время года.

Доктор Комаровский: как приучить ребенка к горшку

В возрасте 2,7 лет ребёнок, который хорошо говорит, в целом развит и смышлён, уже вполне может находиться на рубеже, в популярной психологии известном как «кризис трёх лет». Сейчас довольно часто пишут о «несносных тоддлерах» в связи с тем, что уже в возрасте полутора-двух лет в современном мире детям часто приходится отстаивать пространство для самостоятельности, когда чрезмерная забота об их безопасности и благополучии ограничивает возможности для собственной активности.

Дети не могут осознать эту проблему и не умеют конструктивно реагировать на неё, поэтому они просто бунтуют доступными им способами, если взрослые не успевают вовремя среагировать на то, что дети стали старше, могут больше, готовы к большей самостоятельности.

Не нужно быть очень плохим родителем, чтобы спровоцировать протест: в раннем возрасте дети взрослеют стремительно и неравномерно и даже сами иногда от этого устают. Гораздо важнее правильно интерпретировать такие «капризы», находить возможности исправить положение и насытить растущую личность опытом принятия и самостоятельности.

В целом Монтессори-метод как стиль жизни очень помогает минимизировать количество таких ситуаций: если окружающая обстановка постоянно предлагает, даёт возможность проявить инициативу и собственную активность, то процесс развития как бы балансирует сам себя.

Предлагаем больше независимости

Скорее всего, кризис самостоятельности не является главной причиной того, почему ребёнок перестал ходить в туалет. Тем не менее, на всякий случай, стоит поискать возможности новой функциональной независимости для малыша, которые вы ещё не заметили, причём необязательно связанные с горшком.

Часто бывает, что положительный эффект даёт какая-нибудь совсем «посторонняя» проблеме возможность ходить по дому в панамке или надеть шапку только на улице, когда уши уже замёрзли. Но и непосредственно в плоскости туалета смышлёному человеку 2,7 лет могли наскучить старые хлопоты с «пописать, вылить из горшка, самостоятельно его помыть и вернуть на место». Вместо этого его могут весьма увлечь хлопоты новые: открыть дверь во взрослый туалет, установить детское сиденье и/или подставку, взобраться, усесться, пописать, спуститься, смыть, убрать модифицирующие взрослый унитаз агрегаты на место…

Даём возможность прочувствовать дискомфорт

Как ни странно, часто дети в этом возрасте забывают сходить в туалет именно потому, что они стали взрослее. Они научились лучше концентрироваться, сосредотачиваться на своих занятиях, и самих этих самостоятельно придуманных и выбранных занятий стало больше. В результате детям либо жаль отрываться от интересных дел ради похода на горшок, и они тянут с этим, откладывают на потом, пока не станет слишком поздно, либо и вовсе забывают обо всём, полностью погрузившись в какой-то один процесс.

И в том, и в другом случае собственный опыт – лучший учитель. Нужно убедиться самому, что откладывание похода в туалет на потом до добра не доводит, нужно самостоятельно научиться «краем сознания» замечать потребности тела даже тогда, когда основное внимание поглощено другим.

Не осуждаем и не берём обещания

Ваше осуждение, даже выраженное «спокойно и твёрдо», не очень сильно поможет делу. Надо понимать, что если ребёнок трижды пообещал вам что-то и не выполнил обещание, то это вы его подвели, а не он вас. Вы создали ситуацию, в которой он чувствовал, что надо сказать: «Я буду ходить только в горшок», независимо от собственных возможностей реализовать этот план.

Скорее всего, ваше требование прозвучало слишком похоже на вопрос: «Ты будешь хорошим для меня?» На такой вопрос ни один нормальный ребёнок не ответит «нет». Вы ничего подобного, полагаю, в виду не имели, вы своего ребёнка любите, даже когда он ошибается, даже когда он сам не рад своему поведению. Но у вас гораздо больше опыта, чтобы попробовать сформулировать свою мысль иначе, чем у ребёнка – понять, что вы хотите сказать.

Вместо обещаний, которые могут быть не выполнены, лучше разработать простые и понятные планы действий.

Простой, приятный и интересный «план А» на случай, если нужно справить нужду. Простой, выполнимый и не ущемляющий самооценку «план Б» на случай, если произошла авария, и случилось так, что «когда я понял, что надо бы начать действовать по плану А, было уже поздно».

Нет ничего плохого в честной обратной связи: если лужа или мокрые штаны вам не нравятся, ни к чему делать обманчивый вид, что это не так. Но на вас лежит ответственность за то, чтобы ваше неодобрение было не катастрофой для малыша, а уместными чувствами в поправимой ситуации, которой никто не рад, но которую никто не боится, потому что каждый знает, что полезного нужно делать, если на этот раз не удалось избежать ошибки.