ГЛАВНАЯ Визы Виза в Грецию Виза в Грецию для россиян в 2016 году: нужна ли, как сделать

Методика формирования навыков самообслуживания. Воспитание самостоятельности у детей раннего возраста в процессе формирования навыков самообслуживания Что самообслуживание в детском саду


"Воспитание дошкольника в труде" . Под ред. В. Г. Нечаевой
Изд-во «Просвещение», М., 1974 г.

Приведено с некоторыми сокращениями

Организация самообслуживания в детском саду и его воспитательные результаты зависят от правильного педагогического руководства. Ведь именно взрослый организует самообслуживание так, чтобы в нем принимали участие все дети, чтобы постепенно усложнялись трудовые задачи, совершенствовалось по мере роста ребят содержание самообслуживания, чтобы этот вид труда был действительно одним из средств воспитания дошкольников.
Для этого необходима серьезная, настойчивая работа по обучению детей навыкам самообслуживающего труда, методам наиболее правильной его организации, воспитанию положительных качеств и привычек: бережливости, аккуратности, самостоятельности, трудолюбия, активности и пр.
Учитывая реальные возможности детей, необходимо систематически и последовательно учить их всему этому, упражнять в практической деятельности до тех пор, пока каждый ребенок сможет обслуживать себя сам, последить за своим внешним видом. Но и это, конечно, не означает, что на этом руководство самообслуживанием в детском саду заканчивается. Необходимы дальнейший контроль, планирование деятельности.
Основным методическим приемом формирования навыков является показ выполнения каждого элементарного действия и их последовательности. «Посмотри, Таня, как я буду умываться - чисто и аккуратно. Я сначала заверну рукава, потом смочу руки водой. Вот так», - говорит воспитатель и сопровождает свои действия пояснениями.
Ознакомление детей со способом выполнения нового действия всегда требует детального показа и подробного объяснения каждого движения в их последовательности. Решающее значение при этом имеет активное поведение ребенка, т. е. его практическое участие в выполнении данного действия. Без этого никакое овладение навыками немыслимо. Можно сколько угодно детям показывать, объяснять, как надо одеваться, но все это останется безрезультатным.
Подробный показ и объяснение, как выполнять трудовые задания по самообслуживанию, в сочетании с непосредственным участием детей в работе научит их точно следовать необходимому способу действий, т. е. исполнительности.
Очень важно при обучении приемам одевания, умывания, уборке игрушек и материалов сохранять неизменным один и тот же способ, одну и ту же последовательность действий. Это дает возможность предъявить всем детям одинаковое требование при выполнении аналогичной задачи по самообслуживанию и в то же время обеспечивает быстроту формирования прочного навыка.
Последнее достигается также благодаря многократному повторению одних и тех же действий в определенной последовательности. Не нужно бояться еще и еще раз показать и объяснить детям, что и как делать.
Дело в том, что навыки самообслуживания, как и любые другие навыки, образуются не сразу. Для того чтобы дети научились правильно и хорошо умываться, одеваться, нужно прежде всего, чтобы дети хорошо поняли, как это следует делать. Затем нужно постоянно упражнять их в этой работе. Через некоторое время образуется необходимый навык, прочное умение. Некоторым детям нужно меньше времени, чтобы научиться тому или иному умению, другим - больше.
По мере формирования навыков воспитатель постепенно переходит от показа к подробным словесным объяснениям. Они способствуют закреплению навыков, выработке точных движений, обеспечивают возможность действовать согласно каждому слову воспитателя. Позднее взрослый может придать своему объяснению более общий характер: «Я сейчас посмотрю, кто правильно повесил одежду в шкаф»; «Завяжи шарф хорошо, как я тебя учила»; «Вспомните, как нужно убирать в ящик строительный материал». Такое общее напоминание активизирует мысль детей, побуждает их вспомнить, какой способ выполнения нужно применить, какие действия в него входят, какова их последовательность.
Метод общего напоминания используется тогда, когда налицо закрепленные навыки выполнения какой-либо задачи по самообслуживанию. Это требует от воспитателя тщательного контроля за деятельностью детей, каждым изменением в ней. Сигналом необходимости перехода к более общим напоминаниям может послужить снижение интереса детей к процессам умывания, одевания. Однако это уже тревожные факты. Воспитатель стремится их не допускать и своевременно изменять методику формирования навыков самообслуживания.
В выборе методических приемов руководства этим процессом надо постоянно учитывать степень новизны поставленной перед детьми задачи, способа ее выполнения. Если задание детям незнакомо или мало знакомо, следует использовать объяснение и практический показ приемов его реализации. Такая необходимость в показе и подробном объяснении способов действия возникает постоянно, с возрастанием круга заданий по самообслуживанию.
Выполнение детьми этих заданий без дополнительных разъяснений позволяет проявить активность, самостоятельность, избежать ненужной со стороны окружающих опеки, помощи.
Но важно не только упражнять детей в самообслуживании, но и проверять, как они выполняют эту работу. Взрослые добиваются, чтобы дети поняли, что они делают нужное для окружающих их взрослых и сверстников дело. Если ребята долго одеваются, у них сокращается время для игр; оставили неубранными игрушки - няне трудно, неудобно мыть пол. Это позволяет воспитывать в детях заботливость, чувство ответственности, стремление делать все хорошо, чтобы помочь другим.
Нередко приходится видеть, как дети надевают платье или убирают игрушки и делают при этом множество лишних, беспорядочных движений. Они тратят много энергии, а качество работы остается плохим. Поэтому, проверяя, как справляются ребята с самообслуживанием, нужно учить их избегать лишних движений: «Почему ты, снимая колготы, тянешь их за резинку? Посмотри, они всегда оказываются у тебя наизнанку. Так ты быстро никогда не научишься надевать их. Ты потяни колготы за носочки - вот и будет хорошо: колготы не нужно будет вывертывать».
Правильно поступают те воспитатели, которые постоянно следят, чтобы в процессе самообслуживания дети проявляли внимание, заботу, помощь. Иногда бывает так: ребенок умеет быстро и хорошо одеться, но не хочет никому помочь в этом. Важно следить, чтобы с самого раннего возраста дети в детском саду работали не только для удовлетворения своих личных потребностей в чистоте и порядке, но и охотно помогали друг другу.
Правильное воспитание детей в процессе самообслуживания немыслимо, если воспитатели не интересуются результатами их работы. В этом случае дети быстро теряют интерес к умыванию, раздеванию и пр. Взрослые должны внимательно относиться к тому, как дети трудятся, вместе с ними разобраться, что тут хорошо, а что плохо и почему. Тогда дети быстрее поймут свои ошибки, утвердятся в достигнутом и сумеют в следующий раз сделать лучше.
Оценивая то, как ребенок умылся, убрал игрушки, как повесил белье, недостаточно ему сказать: «Молодец» или «Неправильно». Оценка трудовой деятельности должна содержать в себе подчеркивание в данный момент достижений ребенка и того, что еще плохо получается (в более старшем дошкольном возрасте). Не следует хвалить детей за то, что похвалы не заслуживает.
Надо иметь в виду, что объективная оценка помогает укреплять у детей желание делать все самим, стремление работать лучше, умение преодолевать трудности, добиваться результата. «Как хорошо, Люба, что ты догадалась напомнить Оле завязать шнурок у ботинка. А то она могла бы наступить на него и упасть», - говорит воспитатель. Любе было очень приятно услышать, что она правильно поступила. У нее появилось желание еще что-то сделать полезное. «Можно я книжки на полке уберу?» - спрашивает Люба. «Ну, конечно. А я в это время посмотрю, как остальные убирают игрушки», - с довольной улыбкой отвечает воспитатель.
Труд по самообслуживанию требует несложной, но четкой организации. Сам процесс труда диктует здесь такую организационную форму, как повседневное продолжительное систематическое участие детей в выполнении своих обязанностей, связанных с удовлетворением личных потребностей. За их выполнение они несут ответственность перед воспитателем и сверстниками. Продолжительное выполнение одного и того же задания по самообслуживанию обеспечивает усвоение способа, быстроту и качество его реализации. Лишь после этого круг обязанностей по самообслуживанию расширяется, детям предъявляются более высокие требования.
Учет своевременности и качества работы является непременным условием успешной организации деятельности по самообслуживанию как в детском саду, так и дома. В организации самообслуживания дошкольников необходимо единство требований со стороны педагогического коллектива.
Например, воспитатель первой младшей группы одевает детей после сна. Не спешит, все время разговаривает: «Вот туфельки сейчас наденем и пуговички застегнем. Ну-ка, как ты сам наденешь туфли? Хорошо. Я тебе здесь пяточку поправлю, а то она смялась. А теперь надевай рубашечку, а я пока помогу Саше одеться».
Юра трудится, не все у него получается. Воспитатель поможет немного, а дальше дает возможность действовать самому. Плохо, когда другой воспитатель этой же группы выполняет работу механически, лишь бы скорее одеть. В результате - дети, пользуясь спешкой взрослого, уклоняются от самообслуживания.
Особое значение в организации самообслуживания имеет соблюдение в жизни детей твердо установленного режима, последовательное проведение бытовых процессов: умывания, одевания, еды. Четкий, размеренный распорядок жизни - это одна из тех культурных привычек, которую нужно воспитывать у ребенка с самого раннего возраста.
При одевании и раздевании, принятии пищи, уборке игрушек и материалов - всюду должен быть введен целесообразный и четкий, не требующий лишних движений и затраты энергии порядок. Беспорядочное разбрасывание одежды, вещей, отсутствие системы и последовательности в требованиях приводят к появлению неряшливости, неаккуратности, снижают ответственность детей.
Воспитателю важно нормировать труд по самообслуживанию.
Пятилетний Гена впервые пришел в детский сад, к труду он не был приучен. Воспитатель сразу потребовал от него убрать свою постель после сна. Мальчик сопротивлялся, взялся за работу неохотно и в конче концов не справился с нею. У ребенка еще нет и самых простых навыков. Он не знает толком, как надеть шапку, пальто, а ему говорят: «Оденься».
Понятно, что ребенку трудно сразу справиться с такой сложной работой. У него ничего не получается, он теряет веру в свои силы. Вот почему необходимо постоянно приучать детей к труду по самообслуживанию, начиная с простых, легких заданий. При этом с самого начала надо следить, чтобы дети выполняли их хорошо. Мало просто убрать игрушки - нужно это сделать хорошо, правильно, быстро.
Организуя самообслуживание, воспитатели должны разумно следить за соблюдением требований гигиены. Здесь необходим строгий контроль: чтобы одевание, пришивание пуговицы продолжались не слишком долго, иначе дети, сами того не замечая, переутомляются от однообразного занятия; чтобы работа старших дошкольников с ножницами, иглой проходила при достаточном освещении и чтобы эти предметы хранились в малодоступных для детей местах.

Популярные статьи сайта из раздела «Сны и магия»

Почему снятся ушедшие из жизни люди?

Существует стойкое убеждение, что сны про умерших людей не относятся к жанру ужасов, а, напротив, часто являются вещими снами. Так, например, стоит прислушиваться к словам покойников, потому что все они как правило являются прямыми и правдивыми, в отличие от иносказаний, которые произносят другие персонажи наших сновидений...

Трудовое воспитание является одной из важнейших сторон воспитания подрастающего поколения. В детском саду трудовое воспитание заключается в ознакомлении детей с трудом взрослых, в приобщении детей к доступной им трудовой деятельности.

Основные виды труда в детском саду - это самообслуживание, хозяйственно-бытовой труд, труд в природе, ручной труд, а формы его организации - поручения, дежурства и коллективный труд детей.

Самообслуживание – это труд ребенка, направленный на обслуживание им самим самого себя (одевание – раздевание, прием пищи, санитарно – гигиенические процедуры).

За детьми старшего дошкольного возраста закрепляется ряд более сложных обязанностей по самообслуживанию.

Во время практики я учила детей выполнять работу самообслуживанию. Но теперь уже я помогла им правильно подойти к реализации сложной задачи, показывает, как проще и лучше выполнить ее. Продолжается контроль за тем, чтобы каждая вещь была положена на определенное место, чтобы дети после игры убирали игрушки. Достигается это путем предъявления постоянных требований. В детском саду детей я продолжала приучать бережно относиться к вещам: чистить одежду, обувь, чинить игрушки, книги. Это воспитывает в детях аккуратность.

Хозяйственно – бытовой труд. Этот труд направлен на поддержание чистоты и порядке в помещении и на участке, помощь взрослым при организации режимных процессов.

Хозяйственно-бытовой труд детей старшего дошкольного возраста значительно содержательнее, становиться коллективным. Это позволяет шире использовать его как средство нравственного воспитания детей: формирование целеустремленности, организованности.

В работе с детьми старшей группе большое значение имеет привлечение детей к помощи взрослым. В процессе труда взрослый сам является образцом для подражания. Очень важно строить работу так, чтобы дети были не просто пассивными исполнителями, какого либо задания, но и видели в няне организатора дел, ее трудолюбие.

В привлечении ребят старшей группы к хозяйственно - бытовому труду важную роль играют общие поручения, когда воспитатель предлагает нескольким детям, выполнить какую - то работу. Поскольку навыки самоорганизации у детей еще сформулированы недостаточно, я старалась обсуждать с детьми выполнения общего задания: с чего они начнут работу, что для чего понадобиться, как организовать работу, чтобы не запачкаться самим, не на сорить, и не налить на пол. Я помогала всем договориться, кто какую общую часть дела, будет выполнять.

Основная форма организации хозяйственно - бытового труда детей старшей группы - включение их в коллективную трудовую деятельность общественного значимого содержания.

Дежурства - более сложная форма организации труда детей, это первые обязанности дошкольников. Дежурства требуют от детей достаточно сформированной самостоятельности и предполагают обязательное выполнение ребенком работы, направленной на обслуживание коллектива. Дежурство предполагает труд одного или нескольких детей в интересах всей группы. Дежурство по подготовке к занятиям требует от детей сосредоточенности. Поскольку содержание этого дежурства не так постоянно, как дежурство по столовой, следует помогать детям, напоминать, что должно быть на столах при рисовании карандашами, красками, лепке, конструировании. Когда работа завершена, я предлагала дежурным проверить, все ли на месте. Дежурство по уголку природы организуется со старшей группы, т. к. оно требует большого объема знаний о природе.

Если дежурство вводится впервые, то непосредственно перед его введением проводила специальное обучающее занятие. Оформила уголок дежурства вместе с детьми. Оформлять можно по-разному в зависимости от фантазии и умений воспитателя и детей. Вместе с детьми отмечала ежедневно кто, где и когда дежурил. Использовала фотографии детей, картинки, кармашки и т. п. В уголке дежурства были халаты, косынки, колпачки, также тряпочки, лейки, палочки для рыхления земли, и т. д. Продолжительность дежурств бывает разной в зависимости от вида труда, возраста, воспитательной цели. В конце дежурства обсуждали с детьми качество выполненной работы. Если были допущены ошибки, обсуждали их только с дежурившими. Назначение дежурных проводится ежедневно, в старших группах возможно назначение на 2-3 дня. В процессе дежурства соблюдали санитарно-гигиенические условия. Обязанности дежурных усложняются постепенно. Таким образом, несмотря на кажущийся незначительный результат труда, дежурства имеют большое значение в воспитании детей.

Труд в природе

Разнообразный труд в природе доставляет детям много радости и содействует их всестороннему развитию. В процессе труда воспитываются любовь к природе, бережное отношение к ней. У детей развиваются интерес к трудовой деятельности, сознательное, ответственное отношение к ней. Труд в природе имеет большое образовательное значение. Он расширяет кругозор детей, создает благоприятные условия для решения задач сенсорного воспитания. Трудясь в природе, дети знакомятся со свойствами и качествами, состояниями объектов природы, усваивают способы установления этих свойств. Я во время практики учила детей ориентироваться на свойства объектов природы для выполнения трудового действия. Так, чтобы определить, нуждается ли растение в поливе, нужно учесть его состояние (упругость, плотность листьев и стебля). В результате у детей складывается эталонное представление о свойствах, качествах, состояниях объектов природы.

Дежурства по уголку природы начинается в старшей группе. Эта форма организации труда позволяет совершенствовать трудовые навыки, формировать общественные мотивы труда.

Коллективный труд дает возможность формировать трудовые навыки и умения одновременно у всех детей группы. Эти формы труда необходимы для установления отношений в коллективе. Здесь формируются умения принимать общую цель труда, договориться, согласовывать свои действия, сообща планировать работу, помочь товарищу, оценить его труд; воспитывается коллективная ответственности за выполнение задания.

При фронтальной организации коллективного труда, когда в труде участвуют все дети возрастной группы, мы сообща выполняли одно какое-либо задание, например прополку огорода. При уборке уголка природы одни моют растения, другие чистят клетки для животных, третьи моют поддоны и протирают подоконники. В этом случае детей делила на подгруппы. Коллективный труд может быть организован для одной небольшой подгруппы (Н-р, 5-6 детей поливают цветник или собирают плоды) .

В начале учебного года дети старшего дошкольного возраста в ДОУ выполняли ежедневные поручения по уходу за растениями уголка природы. Дежурства по уголку природы вводятся в конце сентября - начале октября. Предварительно проводили беседы о комнатных растениях, которые там находятся, о приемах ухода за ними, об условиях, необходимых для их роста и развития; рассказать о повседневных обязанностях дежурных. Дежурные назначались ежедневно. Число их зависит от количества объектов в уголке природы. Я помогала дежурным распределить работу. Постоянное доброжелательное мое внимание к работе дежурных, своевременная помощь и поддержка очень необходимы детям, особенно в первые недели их работы. Весной детей привлекали к пересадке и размножению комнатных растений. Готовиться к этой работе необходимо заранее. Осматривали все растения вместе с детьми, отбирает те, которые нуждаются в пересадке; подготавливает землю, песок, горшки разных размеров, черепки, совки, заостренные палочки, раствор марганца. Основную работу по пересадке выполняет воспитатель сам. Дети помогают очистить землю от камешков, щепочек, просеивают ее. В это время педагог закрепляет представления воспитанников о частях растения (корень, стебель, лист, цветок, почка) .

Итак, основной формой работы в уголке природы для воспитанников старшего дошкольного возраста являются систематические дежурства, которые вводятся с самого начала года. Чтобы заинтересовать детей старшей группы целенаправленными наблюдениями, нужно ввести «Дневник уголка природы», куда дежурные будут зарисовывать замеченные ими изменения в развитии растений, повадки животных. Интересно время от времени всем вместе просмотреть эти зарисовки, вспомнить, что и как выращивали, что наблюдали. В «Дневнике рисовать могут только дежурные и только то, что делали и что заметили, - такое правило надо установить. Наблюдая за детьми во время их дежурства в уголке природы, я заметила, как они работают. Как относятся к своим обязанностям, какое дело их больше увлекает.

Большая часть наблюдений и работы в уголке природы я проводила утром, до завтрака, или после дневного сна.

Трудовую деятельность проводила регулярно. Старалась приобщить к ней каждого ребенка. Труд детей в природе должен быть посильным. Физические усилия, затраченные ребенком, не должны вызывать переутомления. В противном случае у него возникает отрицательное отношение к трудовым заданиям.

Разнообразный труд в природе доставляет детям много радости и содействует их всестороннему развитию.

Ручной и художественный труд по своему назначению является трудом, направленным на удовлетворение эстетически потребностей человека. В его содержание входит изготовление подделок из природного материала, бумаги, картона, ткани, дерева. Этот труд способствует развитию фантазии, творческих способностей; развивает мелкие мышцы рук, способствует воспитанию выдержки, настойчивости, умению доводить начатое дело до конца. Результатами своего труда дети радуют других людей, создавая для них подарки.

Дианова Ирина
Виды труда: самообслуживание

Трудолюбие и способность к труду не даются человеку от природы, но воспитываются с самого раннего детства .

Проблемы трудового воспитания достаточно актуальны для детей дошкольного возраста, так как на этом этапе у ребенка происходит формирование личностных качеств, умений и стремления к труду .

Задачи трудового воспитания дошкольников

Воспитание уважительного отношения к труду взрослых и стремления оказать помощь;

Развитие трудовых навыков , их совершенствование и постепенное увеличение содержания трудовой деятельности ;

Формирование у детей положительных личных качеств, таких, как стремление к труду , заботливость, ответственность, бережливость;

Развитие навыков организации работы;

Воспитание позитивных взаимоотношений в процессе трудовой деятельности между детьми - умение работать в коллективе, в случае необходимости предоставлять помощь, благосклонно оценивать труд сверстников и в уважительной форме делать замечания.

1. Виды труда дошкольников

Самообслуживание – это труд ребёнка , направленный на обслуживание самого себя (одеваться, раздеваться, приём пищи, санитарно-гигиенические процедуры) . Задача формирования навыков самообслуживания актуальна для всех возрастных групп.

Хозяйственно-бытовой труд – имеет общественную направленность. Это труд по поддержанию порядка в помещении, на участке.

Труд в природе – это труд по уходу за растениями и животными, выращивание овощей на огороде, озеленение участка и т. д. Труд в природе обладает большими возможностями для решения задач нравственного, умственного и эстетического развития личности.

Ручной и художественный труд – направлен на удовлетворение эстетических потребностей человека. Это труд по изготовлению поделок из природного материала, бумаги, картона, ткани. Этот труд развивает фантазию , воображение, творческие способности, развивает мелкие мышцы рук, способствует воспитанию выдержки, умению доводить дело до конца.

2. Самообслуживание

Самообслуживание – основной вид труда младшего дошкольника. Ежедневное выполнение элементарных трудовых заданий приучает детей к систематическому труду . Дети, освобождаясь от опеки взрослых, становятся более равноправными членами семейного коллектива. Именно через самообслуживание ребёнок впервые устанавливает известные отношения с окружающими людьми, осознаёт свои обязанности по отношению к ним. Через него ребёнок узнаёт цену заботам о себе и постепенно приобретает умение действенно заботиться о своих близких. В процессе самообслуживания он узнаёт много нового о вещах, об их качествах и назначении. Последовательность процессов одевания, умывания, раздевания требуют работы памяти. Для

точности выполнения действия необходимо внимание, сосредоточенность.

Повторяемость режимных процессов, постоянство требований к детям обеспечивает прочность навыков, создаёт предпосылки для формирования потребности в чистоте и опрятности, привычки к самообслуживающему труду . Труд по самообслуживанию развивает у ребёнка ловкость, координацию движений, приучает к порядку, формирует самостоятельность , меньшую зависимость от взрослого, уверенность в своих силах, желание и умение преодолевать препятствия. Оценивая воспитательное значение самообслу-живания , надо особо отметить его жизненную необходимость, направленность на удовлетворение повседневных личных потребностей ребёнка.

Программой воспитания и обучения в детском саду у детей 4 –го года жизни предусматривается воспитание следующих навыков самообслуживания : самостоятельно и аккуратно есть , хорошо пережёвывая пищу с закрытым ртом; пользоваться ложкой, вилкой; без напоминания пользоваться салфеткой; самостоятельно мыть руки , засучивая рукава, мыть лицо, не разбрызгивая воду, пользоваться мылом, сухо вытираться полотенцем, без напоминания вешать его в отведённое место, пользоваться личным полотенцем; самостоятельно одеваться и раздеваться в определённой последовательности, аккуратно складывать и вешать одежду, замечать неполадки в костюме и исправлять их самостоятельно , либо обратившись за помощью к взрослому или товарищу; убирать игрушки, книжки, строительный материал на определённое место.

Эти навыки могут быть сформированы, стать достаточно устойчивыми, если в семье созданы необходимые условия : выделены отдельная полка или место на полке для хранения предметов туалета (носовых платков, лент, носков) ; постоянное и удобное место для полотенца, зубной щётки, мыла; сделана устойчивая подставка под ноги для умывания, даётся удобная для одевания одежда (легко застёгивающиеся пуговицы, шнурки с наконечниками для обуви и пр.) . Но, конечно, только лишь условия, созданные взрослыми, не гарантируют овладения детьми навыками самообслуживания . Для этого необходимо

правильное руководство действиями детей со стороны взрослых членов семьи.

Младшие дошкольники ещё не очень умелы, поэтому родители стараются всё делать за ребёнка. Этим самым родители отнимают у детей возможность познать окружающее. Младший дошкольник делает только то, что ему нравится. Вот колготки собраны в «гармошкой» и вдруг распрямились на ноге. Где же гармошка? Ребёнок чувствует себя открывателем, победителем. Вот здесь-то и надо положить начало навыку самостоятельного одевания . Для ребёнка – это занимательный и интересный труд . Пусть малыш повозится со своими колготками, ботинками – надо ему по возможности предоставить время. Постепенно ребёнок приобретает навыки и ему не нужно прилагать столько усилий, интерес переключается на другое, остаётся привычка всё делать самому . Если не воспитывать этой привычки, то позднее, его с трудом придётся приучать , заставлять.

У детей постарше стремлению быть самостоятельными способствует прежде всего одобрение.

Элементарная трудовая деятельность ребёнка очень тесно связано с игрой. Он стремится внести игру в любое занятие : умываясь, играет с водой, во время еды играет с ложкой и т. д. Любовь ребёнка к игре можно использовать с целью повышения его интереса к самообслуживанию , если этот интерес угас или ребёнок по какой-то причине не хочет выполнять то или иное дело. Например, ребёнок отказывается вечером убирать игрушки. Можно напомнить ему, что завтра к мишке придут гости, поэтому всё нужно очень хорошо убрать, чтобы ему не было стыдно.

Игра используется и для закрепления навыков самообслуживания . Так, с помощью дидактической игры с куклой можно закрепить знания детей о последовательности в одевании и раздевании. Или с помощью игровых персонажей (куклы, мишки, петрушки) понаблюдать за тем, как ребёнок ест, одевается, умывается, или же как эти персонажи сами выполняют различные действия, отражающие моменты самообслуживания .

Особое значение в формировании навыков самообслуживания имеет соблюдение в жизни детей твёрдо установленного режима, последовательное

проведение бытовых процессов.

САМООБСЛУЖИВАНИЕ : Задачи и содержание работы по группам

1-я младшая группа

1. Формировать у детей умения самостоятельно обслуживать себя (во время раздевания, одевания, умывания, еды) .

2. Продолжать учить детей под контролем взрослого, а потом самостоятельно мыть руки по мере загрязнения и перед едой, насухо вытирать лицо и руки личным полотенцем.

3. Учить приводить себя в порядок с помощью взрослого.

4. Формировать навык пользования индивидуальными предметами носовым платком, салфеткой, полотенцем, расческой, горшком).

5. Побуждать детей к самостоятельности во время еды , учить держать ложку в правой руке.

6. Обучать детей порядку одевания и раздевания.

7. Учить снимать одежду, обувь (расстегивать пуговицы спереди, застежки на липучках) при небольшой помощи взрослого.

8. Учить в определенном порядке аккуратно складывать снятую одежду.

9. Учить правильно надевать одежду и обувь.

2-я младшая группа

1. Продолжать учить детей самостоятельно одеваться и раздеваться в определенной последовательности (надевать и снимать одежду, расстегивать и застегивать пуговицы, складывать, вешать одежду и т. п.).

2. Воспитывать опрятность, умение замечать непорядок в одежде и устранять его при небольшой помощи взрослых.

3. Продолжать учить правильно пользоваться мылом, аккуратно мыть руки, лицо, уши; насухо вытираться после умывания, вешать полотенце на место, пользоваться расческой, носовым платком.

4. Учить правильно пользоваться столовой и чайной ложками, вилкой, салфеткой.

Средняя группа

1. Совершенствовать умения самостоятельно одеваться , раздеваться; приучать аккуратно складывать и вешать одежду с помощью взрослого, приводить ее в порядок-чистить, просушивать

2. Воспитывать стремление быть всегда аккуратными, опрятными

3. Воспитывать привычку самостоятельно умываться , мыть руки перед едой, по мере загрязнения, после пользования туалетом

4. Закреплять умения пользоваться расческой, носовым платком.

5. Приучать при кашле и чихании отворачиваться и прикрывать нос и рот платком

6. Продолжать учить пользоваться правильно столовыми приборами - ложкой, вилкой, ножом).

7. Учить полоскать рот после еды

Старшая группа

1. Формировать привычку ежедневно чистить зубы и умываться, по мере необходимости мыть руки.

2. Закреплять умение самостоятельно одеваться и раздеваться, аккуратно складывать в шкаф одежду, своевременно сушить мокрые вещи, ухаживать за обувью (мыть, протирать, чистить, убирать на место) .

3. Учить замечать и самостоятельно устранять непорядок в своем внешнем виде.

4. Формировать привычку бережно относиться к личным вещам.

5. Развивать желание помогать друг другу

6. Приучать самостоятельно чистить зубы , следить за чистотой ногтей

7. Соблюдать порядок в своем шкафу, раскладывать одежду в определенные места

8. Учить опрятно убирать постель

Подготовительная группа

1. Закреплять умение самостоятельно одеваться и раздеваться в оп-ределенной последовательности, правильно и аккуратно склады-вать в шкаф одежду, ставить на место обувь, своевременно сушить мокрые вещи, ухаживать за обувью (мыть, протирать, чистить) .

2. Учить замечать и самостоятельно устранять непорядок в своем внешнем виде, тактично говорить товарищу о неполадке в его костюме, обуви, помогать устранять его. Формировать такие качества, как отзывчивость, взаимопомощь.

3. Учить самостоятельно готовить материалы и пособия к занятию

4. Приучать чистить зубы, полоскать рот после еды, мыть ноги перед сном

Таким образом, трудовая деятельность является одним из важных факторов воспитания личности. Включаясь в трудовой процесс , ребенок коренным образом меняет все представление о себе и об окружающем мире, меняется самооценка . Она изменяется под влиянием успехов в трудовой деятельности , что в свою очередь меняет статус ребенка в группе сверстников. В процессе труда активизируются физические силы и умственная деятельность детей.

Организация самообслуживания в ДОУ.

Стремление к самостоятельности – одно из ценных свойств психики ребёнка – проявляется очень рано. Важно не оставлять это стремление без внимания, развивать его, поддерживать и стимулировать попытки ребёнка выполнить то или иное действие самостоятельно.

В желании «Я сам!» выражается стремление к активному осмысливанию мира, к самоутверждению. Если постоянно глушить это желание, то дети растут пассивными, не готовыми к каким – либо трудностям. Они всегда ждут, когда за них всё сделают взрослые.

Вот почему надо принять за правило: никогда не делать за ребёнка то, что он может сделать сам:

· Снять шапку, шарф, колготки, тапочки, носки;

· Надеть на ноги тапочки ботинки;

· Просунуть руки в рукава пальто, куртки, рубашки;

· Подать вам шапку, платок, шарф;

· Убрать в шкафчик шарф, шапку, платок, поставить обувь;

· Положить любую одежду;

· Держать ложку и вилку; есть суп из тарелки;

· Откусывать хлеб;

· Пить из чашки;

· Вытирать рот салфеткой;

Ребёнок постоянно нуждается в одобрении, совете. Это помогает формированию уверенности в своих силах. Недопустимо делать предметом насмешек и иронии неумелые его действия.

То, что для взрослых кажется простым, несложным, от малыша может потребовать больших усилий.

Зашнуровать ботинок, застегнуть « непослушную» пуговицу – для него труд, требующий старания, настойчивости в достижении цели.

Воспитание самостоятельности у ребёнка тесно связано, прежде всего, с привлечением его к самообслуживанию.

Ранний возраст является сложным для ребёнка и очень насыщенным. У маленького человечка появляется стремление к самостоятельности. И если его в этот момент не поддержать, не дать или не закрепить определённые навыки самообслуживания, то впоследствии ребёнок не приобретёт такие качества как трудолюбие и аккуратность, бережное отношение к вещам.

Самообслуживание играет определённую роль в развитии ребёнка. Именно с раннего возраста начинают формироваться такие черты характера как воля, уверенность в себе, желание добиться успеха, стремление к цели, активность и упорство в её достижении. А происходит это именно с привития навыков самообслуживания.

Самообслуживание – это основа освоения ребёнком культурно-гигиенических навыков: навыков приёма пищи, раздевания и одевания, умывания и мытья рук .

Оно формируется под воздействием воспитания при определённом уровне развития у ребёнка общей и мелкой моторики, зрения, слуха, мышления, внимания. Если у детей будут сформированы навыки самообслуживания, то ребёнок легче адаптируется к жизни в современном обществе. Формирование у детей раннего возраста навыков, необходимых в жизни, связано с деятельностью, в значительной мере направленной на удовлетворение повседневных личных потребностей.

Самообслуживание связано с простыми операциями, что облегчает выполнение действий по умыванию, одеванию, приёму пищи.

Базовые навыки самообслуживания

Навыки опрятности :

1. При небольшой помощи взрослых пользоваться:

− носовым платком;

− полотенцем;

− горшком;

− расчёской;

− салфеткой.

2. Замечать непорядок в одежде, устранять его при небольшой помощи взрослых.

Навыки приёма пищи :

1. Жевать с закрытым ртом.

2. Пользоваться ложкой (умение держать ложку, набрать в неё еду, поднести ко рту).

3. Пить из чашки, держа её двумя руками.

4. Брать самостоятельно, откусывать кусочки хлеба.

Навыки одевания и раздевания:

1. Умение одевать (снимать) различные предметы одежды в определённой последовательности при небольшой помощи взрослых.

2. Застёгивание пуговиц, завязывание поясков, бантов на одежде при небольшой помощи взрослых.

Формирование навыков самообслуживания в ДОУ осуществляется в двух формах:

− индивидуальной (отрабатываются отдельные операции);

− групповой (создаются объективные условия необходимости реализации данного навыка: поведение ребёнка подчиняется общему для всей группы детей правилу; при этом работает механизм подражания).

Если дети выполняют элементарные трудовые обязанности по самообслуживанию, они чувствуют себя равноправными членами детского общества и семейного коллектива. Именно через самообслуживание дети впервые устанавливают отношение с окружающими людьми, осознают свои обязанности по отношению к ним.

Самообслуживание является основным видом труда маленького ребёнка. Приучение детей самим одеваться, умываться, есть формирует у них самостоятельность, меньшую зависимость от взрослого, уверенность в своих силах, желание и умение преодолевать препятствия.

Организация самообслуживания в ДОУ

Организация, самообслуживания в детском саду и его воспитательные результаты зависят от правильного педагогического руководства.

Именно воспитатель организует самообслуживание так, чтобы в нём принимали участие все дети, чтобы постепенно усложнялись трудовые задачи, совершенствовалось по мере роста ребят содержание самообслуживания, чтобы этот вид труда был действительно одним из средств воспитания дошкольников. Учитывая реальные возможности детей, необходимо систематически и последовательно учить их всему, упражнять в практической деятельности до тех пор, пока каждый ребёнок сможет обслуживать себя сам.

Решающиеся значение имеет активное поведение ребёнка, его практическое участие в выполнении данного действия.

Особое значение в организации самообслуживания имеет соблюдение в жизни детей твёрдо установленного режима.

Чёткий, размеренный распорядок жизни – это одна из тех культурных привычек, которую нужно воспитывать с самого раннего возраста.

В условиях ДОУ навыки самообслуживания у детей раннего возраста можно формировать разнообразными методами.

Методы формирования навыков самообслуживания

Методы формирования навыков самообслуживания у детей раннего возраста можно разделить на две группы:

I группа методов

Обеспечить создание у детей практического опыта общественного поведения

− Показ действия.

− Пример взрослого или других детей (деятельность подражания).

− Метод приучения (систематические упражнения).

− Целенаправленное наблюдение (питает детский опыт, исподволь формирует отношение к наблюдаемому и положительно влияет на формирование навыка).

− Метод игры (даёт возможность самостоятельно, свободно использовать полученные знания, навыки в процессе игры с куклой – одеть куклу, умыть и т.д.)

II группа методов

Формирование эмоционального отношения к процессу самообслуживания

− Использование литературных произведений, малых форм фольклорного жанра: песенок, потешек.

− Рассматривание иллюстраций, картин (« Дети моют руки», « Дети обедают» и т.д.).

− Вопросы к детям, побуждающие к решению проблемы («Кукла Катя испачкалась, что делать?»)

Метод показа

Подробный показ и объяснение, как выполнять трудовые задания по самообслуживанию, в сочетании с непосредственным участием детей в работе научит их точно следовать необходимому способу действий, исполнительности.

Очень важно при обучении одевания, умывания, сохранять неизменным, один и тот же способ одну и ту же последовательность действий.

Это даёт возможность предъявить всем детям одинаковое требование при выполнении аналогичной задачи по самообслуживанию и в то же время обеспечивает быстроту формирования прочного навыка.

Метод практического действия (упражнения)

Навыки самообслуживания, как и любые другие навыки, образуются не сразу.

Для того, чтобы дети научились правильно и хорошо умываться, одеваться, есть, нужно, прежде всего, чтобы дети хорошо поняли, как это следует делать. Затем нужно постоянно упражнять их в этой работе. Через некоторое время образуется необходимый навык, прочное умение.

Метод общего напоминания

Метод общего напоминания используется тогда, когда налицо закреплённые навыки выполнения какой-либо задачи по самообслуживанию.

Это требует от воспитателя тщательного контроля за деятельностью детей, каждым изменением в ней. Сигналом необходимости перехода к более общим напоминаниям может послужить снижение интереса детей к процессам умывания, одевания.

Выполнение детьми этих заданий без дополнительных разъяснений позволяет проявить активность, самостоятельность. Важно не только упражнять детей в самообслуживании, но и проверять, как они выполняют эту работу. А также следить, чтобы с самого раннего возраста дети в детском саду работали не только для удовлетворения своих личных потребностей в чистоте и порядке, но и охотно помогали друг другу.

Игровой метод

Повышает интерес у детей к самостоятельной деятельности использование игрушек, организация игр с ними (куклу одеть, раздеть, уложить спать, накормить).

Художественная литература

Чтобы вызвать у детей желание умываться и сделать для них этот процесс лёгким и приятным, можно использовать песенки, стихи, потешки.

Таким образом, большое влияние на формирование навыков самообслуживания и самостоятельности оказывает вся система воспитательно-образовательной работы с детьми.

В целях ознакомления детей с требованиями по самообслуживанию используют занятия, рассматривание сюжетных картинок, чтение художественных произведений, потешки.

Также в успешном формировании навыков самообслуживания большое значение имеют условия. И здесь важно всё: удобная одежда и обувь. Самое главное проявлять терпение и не делать за ребёнка то с чем он может справиться сам.

Одной из особенностей детей раннего возраста является лёгкое образование стереотипов, поэтому его легче научить сейчас, чем потом переучивать.

Постепенное приучение детей к самостоятельности в процессе самообслуживания практически выражается в том, что сначала работу, которая для ребёнка представляет известную трудность, он делает вместе со взрослым, вникая в объяснение. Потом он начинает сам выполнять отдельные действия. И наконец, выполняет работу полностью, хотя и под контролем взрослых.

Самообслуживание позволяет закреплять у детей интерес к этому виду деятельности, желание всё делать самим, инициативность, деловитость.

Скачать:

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Развитие навыков самообслуживания, как средство трудового воспитания у детей раннего возраста.

Ранний возраст является сложным для ребёнка и очень насыщенным. У маленького человечка появляется стремление к самостоятельности. И если его в этот момент не поддержать, не дать или не закрепить определённые навыки самообслуживания, то впоследствии ребёнок не приобретёт такие качества как трудолюбие и аккуратность, бережное отношение к вещам. Самообслуживание играет определённую роль в развитии ребёнка. Именно с раннего возраста начинают формироваться такие черты характера, как воля, уверенность в себе, желание добиться успеха, стремление к цели, активность и упорство в её достижении. А происходит это именно с привития навыков самообслуживания.

Самообслуживание – это основа освоения ребёнком культурно-гигиенических навыков: навыков приёма пищи, раздевания и одевания, умывания и мытья рук.

Базовые навыки самообслуживания Навыки опрятности: 1. При небольшой помощи взрослых пользоваться: − носовым платком; − полотенцем; − горшком; − расчёской; − салфеткой. 2. Замечать непорядок в одежде, устранять его при небольшой помощи взрослых.

Навыки приёма пищи: 1. Жевать с закрытым ртом. 2. Пользоваться ложкой (умение держать ложку, набрать в неё еду, поднести ко рту). 3. Пить из чашки, держа её двумя руками. 4 . Брать самостоятельно, откусывать кусочки хлеба.

Навыки одевания и раздевания: 1. Умение одевать (снимать) различные предметы одежды в определённой последовательности при небольшой помощи взрослых. 2. Застёгивание пуговиц, завязывание поясков, бантов на одежде при небольшой помощи взрослых.

Формирование навыков самообслуживания в ДОУ осуществляется в двух формах: − индивидуальной (отрабатываются отдельные операции); − групповой (создаются объективные условия необходимости реализации данного навыка: поведение ребёнка подчиняется общему для всей группы детей правилу; при этом работает механизм подражания).

Методы формирования навыков самообслуживания Цель Методы I группа методов Обеспечить создание у детей практического опыта общественного поведения − Показ действия. − Пример взрослого или других детей (деятельность подражания). − Метод приучения (систематические упражнения). − Целенаправленное наблюдение (питает детский опыт, исподволь формирует отношение к наблюдаемому и положительно влияет на формирование навыка). − Метод игры (даёт возможность самостоятельно, свободно использовать полученные знания, навыки в процессе игры с куклой – одеть куклу, умыть и т.д.) II группа методов Формирование эмоционального отношения к процессу самообслуживания − Использование литературных произведений, малых форм фольклорного жанра: песенок, потешек. − Рассматривание иллюстраций, картин (« Дети моют руки», « Дети обедают» и т.д.). − Вопросы к детям, побуждающие к решению проблемы («Кукла Катя испачкалась, что делать?»)

Навыки опрятности: Закатываем рукава, Открываем кран-вода. Моем глазки, моем щёчки Моем уши и ладошки!

Посмотрите, крошки, На свои ладошки. Ах, какие ладошки! Чистые ладошки!

Навыки приёма пищи: Умница Катенька, ешь кашку сладеньку, вкусную, пушистую, сладкую, душистую.

Навыки одевания и раздевания: На мою малышку Наденем мы штанишки. Повторяй за мной слова: ножка – раз, и ножка – два! А сейчас пойдем гулять. Будем с детками играть.

Закрепление навыков самообслуживания в игре.

Самообслуживание является основным видом труда маленького ребёнка. Приучение детей самим одеваться, умываться, есть формирует у них самостоятельность, меньшую зависимость от взрослого, уверенность в своих силах, желание и умение преодолевать препятствия.


Самообслуживание - это труд, направленный на удовлетворение личных потребностей ребенка, связанный с процессами одевания, раздевания, еды, с соблюдением правил личной гигиены, уходом за своей одеждой.

Для детей младшего дошкольного возраста труд по самообслуживанию связан с процессами одевания, раздевания, еды, с соблюдением элементарных правил личной гигиены

Усилия малышей часто не достигают результата, но дети стараются, поэтому не следует бежать на помощь ребенку, если он пытается сделать что-то самостоятельно. Не вышло, просит помощи - помогите ему, похвалите за трудолюбие. От воспитателя требуются большое терпение и педагогический такт, чтобы не погасить детской инициативы.

Для упражнения малышей в застегивании, расстегивании пуговиц, шнуровании и завязывании шнурков используются специальные пособия: «пальто» с петлями и пуговицами, «сапоги» с дырочками для шнурков, «пояс» с пуговицей и петлей и др.

Воспитателю следует обращать внимание на качество выполнения детьми уже освоенных навыков (как ребенок закатал рукава, насухо ли вытер руки, не забыл ли отнести в сушильный шкаф мокрые варежки и т. п.).

Контроль за качеством выполнения детьми трудовых действий целесообразно осуществлять с помощью косвенных методов. Например, педагог использует игровые персонажи, любимые детьми, которые наблюдают, как чисто моются дети, аккуратно ли вешают свою одежду на спинку стула. От имени какой-нибудь игрушки можно проверить чистоту рук, одежды детей, дать совет, как привести себя в порядок.

В группе среднего дошкольного возраста в процессе совершенствования навыков самообслуживания воспитатель содействует овладению детьми рациональными способами действия, формирует умение и потребность действовать самостоятельно (например, мыть руки по мере загрязнения, своевременно пользоваться расческой и носовым платком, не забывать на ночь чистить зубы и т. д.).

Для достижения успеха ребенку недостаточно только наблюдать и повторять за воспитателем необходимые действия. Они, как правило, обращают внимание на результат труда, но не выделяют способов и приемов его достижения (например, ребенок стремится быстрее одеться, но совершает при этом много лишних движений). Поэтому так важно научить детей рациональным способам в самообслуживании.

При закреплении навыков самообслуживания педагог заостряет внимание детей, почему так важен их труд, объясняет, в чем его значимость для окружающих взрослых. Важно содействовать пониманию детьми смысла культурно-гигиенических навыков, их значения для здоровья, красоты и др.

Успешному овладению самообслуживанием способствует продумывание педагогом такой организации всех режимных процессов, где каждый ребенок - активный деятель, а воспитатель - помощник и советчик.

Значимо и создание положительной эмоциональной атмосферы, поддержание интереса детей к этому виду труда. Важны педагогическая деятельность, поощрение, своевременное предупреждение ошибок, неосторожности, постоянный контроль за качеством действий, при этом оценка педагога не должна вселять в ребенка чувство неуверенности в себе; напротив, она должна быть стимулирующей. Необходимо содействовать постепенному овладению детьми умениями самостоятельно оценивать свои достижения в самообслуживании и по собственной инициативе исправлять недостатки.

Поскольку дети уже овладели многими навыками самообслуживания, воспитатель стимулирует своих воспитанников и напоминает детям, что и как нужно делать, помогает, подбадривает их. Если работа по оказанию взаимопомощи будет проводиться регулярно, дети начнут приходить на помощь друг другу самостоятельно, без напоминаний. Вместе с тем необходимо обратить внимание на то, чтобы дети не злоупотребляли добротой товарищей. Надо терпеливо и настойчиво формировать у каждого ребенка навыки по самообслуживанию.

Для детей старшего дошкольного возраста труд по самообслуживанию становится обязанностью детей. Обогащается содержание труда. Дети без напоминаний, помощи выполняют необходимые правила при одевании, раздевании, во время принятия пищи и др. Сформированные навыки носят устойчивый характер в любых, даже усложняющихся, условиях. Повышаются требования к качеству деятельности и ее темпу.

В процессе руководства трудом воспитателю следует помочь детям правильно подойти к реализации сложной задачи, показать, как проще и лучше выполнить ее, при этом следует избегать мелочной опеки, предоставить детям возможность проявить инициативу.

Во время проведения режимных процессов взрослому важно пробуждать у детей не только мотивацию, связанную с личной пользой, удовольствием, но и мотивы общественной пользы (потребность проявить заботу об окружающих людях, оказать помощь младшим детям и т. д.).

Ребята по-старше могут помочь младшим овладеть некоторыми правилами самообслуживания, научить их следить за чистотой своей одежды, замечать неполадки в ней, учат обращаться к старшим с просьбой помочь устранить их и т. д.

Воспитателю важно сосредоточить внимание детей не только на результатах, но и на последовательности, рациональных способах достижения цели (например, удобнее вешать в шкаф вещи в той последовательности, в которой они снимались).

Педагог стимулирует каждого ребенка и к самоконтролю: хорошо ли пни справляются с обязанностями по самообслуживанию, выполняют ли требования взрослых, не слишком ли замедляют темп, достаточно ли аккуратно делают свое дело и т. д.

Чтобы дети ощутили важность рационального размещения необходимых для самообслуживания предметов, воспитатель привлекает их к организации процессов одевания, умывания. Следует стремиться к тому, чтобы предметы, с которыми дети действуют в процессе самообслуживания, были не только удобными, безопасными, но и привлекательными.