ГЛАВНАЯ Визы Виза в Грецию Виза в Грецию для россиян в 2016 году: нужна ли, как сделать

Как заставить ребенка читать? Лучшие советы экспертов. Ребёнок не хочет читать: Эффективные советы отчаявшимся родителям Как много читает ваш ребенок литературы

Взрослым кажется, что читать - это само собой разумеющееся. Что это легко. Но для малыша чтение - это трудный процесс, и дети легко утомляются. Ребёнку нужно узнать букву, вспомнить звукопроизношение, соединить буквы в слоги, слоги в слова. Нужно удерживать внимание на тексте, понимать прочитанное, держать в голове сюжет.

Как приучить ребенка к чтению

Чтение, как и любой навык, требует тренировки. Для того, чтобы процесс чтения стал лёгким и приятным, нужно время.

«А как заставить читать?» - в корне неправильный вопрос! Ни в коем случае ребёнка нельзя «заставлять». Принуждение навсегда вызывает негативное отношение к любому делу. И чтение здесь не исключение. Если родители будут превращать чтение в унылую «обязаловку», то от этого у малыша сформируется убеждение, что чтение – это ужасно, плохо и трудно.

Как правило, с травмой от чтения живут сами родители. Они вспоминают, как в детстве заставляли читать их – и передают привычку к мучительному чтению-наказанию своим детям. Как же разорвать этот замкнутый круг?
Как сделать так, чтобы ребёнок читал сам, регулярно и с удовольствием?

Обратимся с этим вопросом к нейропсихологу, руководителю школы «Супермозг» Гюзель Абдуловой.

Очень важно научить ребёнка читать правильно, заложить прочный фундамент эффективного чтения и скорости мышления. Ваш ребёнок научился читать по слогам. Он хорошо знает все буквы, складывает их в слоги, слоги в слова. Но читает медленно, пересказать текст и ответить на вопросы не может. Что делать?

В первую очередь важно понять, что на каждом этапе формирования навыка беглого чтения появляются и развиваются конкретные умения.

Переход на следующий этап возможен только тогда, когда автоматизированы все умения предыдущего этапа!

При этом важно учесть, что каждый ребёнок индивидуален. Часто ребёнку просто не хватает времени для достижения уверенного уровня. Материал усложняется, ребёнок начинает отставать от других и попадает в группу неуспевающих. Неудачи множатся и перерастают в неразрешимый конфликт. Конечно, такая ситуация отбивает всякое желание читать.

Проблемы возникают не потому, что ребёнок не может понять и научиться, а потому что не успевает развиваться в некомфортном для себя темпе.

Что делать?

  • Занимайтесь, когда ребёнок отдохнул, не голоден и хорошо себя чувствует.
  • Обязательно покажите ребёнку, что совместные занятия для вас удовольствие, щедро хвалите за успехи.
  • Поддерживайте игровую форму занятий. В игре дети усваивают любой навык непроизвольно, без усилий.
  • Занимайтесь не более 30 минут или даже меньше, если замечаете, что ребенок устал. Малышу трудно долго удерживать внимание и интерес на одном предмете. Чаще меняйте виды деятельности и упражнения.
  • Ведите дневник успеха, в котором отмечайте достижения ребенка - даже самые маленькие победы.

Предлагаю несколько интересных игр, чтобы чтение быстрее из скучного занятия превратилось в удовольствие!

Вращающиеся буквы.

Слоги за "шторкой".

Система игр и тренировочных упражнений вы найдёте в моей книге-тренажёре «Читаем после азбуки: развиваем скорочтение». Всего за 10 недель регулярных занятий вы ликвидируете все трудности в чтении у вашего ребёнка. Программа подробно расписана по шагам: дыхание, артикуляция, игры на отработку навыков чтения и подробные методические рекомендации помогут создать атмосферу увлекательного, занимательного и полезного общения.

Превратить чтение в удовольствие – легко!опубликовано .

По книге Гюзель Абдуловой «Читаем после азбуки: развиваем скорочтение»

P.S. И помните, всего лишь изменяя свое сознание - мы вместе изменяем мир! © econet

Большинство с грустью констатируют, что современные школьники книгам предпочитают смартфон и телевизор. А , неизменно популярны в мамской среде.

У редактора сайт Натальи Ковтун, мамы 9-летнего Саши, альтернативный взгляд на детское чтение. Ребенок не хочет читать — и не надо. Найдется, чем занять его кроме книг.

Мой девятилетний сын не читает книг. Вообще.

Имеет запойно читающих маму и папу, но сам по доброй воле не прочтет ни строчки сверх школьной программы.

Мне говорят: как же так? Ведь чтение — это развитие всего: речи, интеллекта, воображения! Вот вам стотыщ статей о том, как приучить (мотивировать, заставить, нужное подчеркнуть).

Спасибо, отвечаю, но не нужно.

Все, что эти статьи советуют, мы давно применяем. Телевизора в доме нет, книги есть. Родители читают. Совместное чтение перед сном — вообще фетиш и инструмент для обоюдных манипуляций: «Если в 10 ты еще не в кровати, я не читаю». «Если ты мне не почитаешь, я не буду спать».


Сын любит истории в книгах. А буквы в книгах — нет.

Он родился и вырос в эпоху компьютерного интерактива. Заставлять его полюбить черные буквы на белом листе - это, примерно, как загонять назад в океан того динозавра, который первым отрастил себе легкие и вышел жить на сушу. Загонять и бубнеть, что все предки дышали, как положено, жабрами. А у него, видите ли, легкие, ему, видите ли, на воздух.

Возьмите те же компьютерные игры: тут вам и интеллект, и воображение, и творческий подход. (Компьютер? Как же так! Вот вам стотыщ статей, как отвлечь, запретить, отучить)

Давайте честно. Вы в детстве не мечтали о книжке, чтобы картинки в ней не мертво на листе лежали, а двигались, как в мультике? И показывали бы все, что на странице написано?

А еще лучше — чтобы сидишь ты, читаешь. А потом захотел — хоп — и ты в книге, в самой истории. Как герой в кино. И не просто делаешь, что там для тебя автор придумал, а сам решаешь, как поступать. Кому помогать, с кем бороться. Кого спасти, чтобы там, где все заканчивалось плохо, теперь закончилось хорошо.

Наши дети получили все это просто так, по праву рождения в цифровую эпоху. Их не удовлетворяют буквы на бумаге — их истории и сказки живут в совершенно других пространствах и масштабах. Они вольны сами выбирать себе роли и поведение. Они не потребители истории, а соавторы.

А мы пытаемся отобрать у них это право и вернуть к буквам на листе. Почему?


Потому что эти буквы написал кто-то, кого мы считаем умным и важным? Потому что мы сами когда-то читали эти буквы, и нам нравилось?
Или потому, что развитие интеллекта у нас ассоциируется с тягостной необходимостью, а никак не с развлечениями?

Возможно, мой ребенок перерастет свое отрицание книг, и поймет вкус чтения. А возможно и нет. Я не вижу в этом проблемы.

Зато вижу, что аудио-визуальную информацию он воспринимает не в пример легче текста. И что видео от ВВС дает ему больше, чем учебник природоведения. И что в своем Майнкрафте он усвоил больше английских слов, чем на уроках в школе.

Сюда же добавим прокачанное пространственное мышление и способность к логическим построениям, на которых держится Майнкрафт. И умение удерживать в голове подробные картины, и способность оперировать сложными процессами.

В голове — потому что планшет по расписанию, а планы на игру в голове крутятся нон-стоп. Приходится визуализировать и просчитывать действия чисто умозрительно.

Виртуальная реальность — это то, в чем мой ребенок уже круче меня. Еще несколько лет, и в некоторых вещах он безнадежно меня обгонит. Ваши дети обгонят вас тоже, независимо от того, сколько книг мы с вами прочли.


Незачем держать их за хвост и не пускать к новому, только потому, что они умеют больше, чем умели в их возрасте мы.

Поэтому я позволяю иногда подольше посидеть в игре, когда очень надо что-то срочно достроить. И сдерживаю себя, когда хочется упрекнуть: «Лучше бы полезным чем-то занялся».

Можно ли убедить ребенка читать? Стоит ли тратить время на разговоры о пользе чтения или лучше жестко принуждать к нему? Что делать родителю, который в отчаянии опускает руки, потому что ребенок не читает, и в школе за ним закрепилась репутация лентяя? О мифах, стереотипах и ошибках родителей говорим с детским нейропсихологом Марией Чибисовой.

В первом классе ребенок плохо читал, с трудом складывал буквы в слова. Со временем выработался навык чтения, однако ни в десять, ни в четырнадцать лет ребенок так и не имеет привычки читать. При этом у всех в семье высшее образование, все много читают и считают чтение неисчерпаемым ресурсом и чрезвычайно важным умением. Что делать?

Читать книги - это хорошо. Но мы должны не забывать и учитывать время, в котором живем. Сегодня информация воспринимается способом, отличным от того, каким он был еще пять-десять лет назад. Раньше мы читали книги, газеты и журналы - это был основной способ получения информации. Сегодня мы получаем ее через компьютер и из интернета. Поэтому требования пап и мам относительно чтения часто не совсем адекватны и не учитывают современный контекст. Это во-первых.

Во-вторых, нередко родители слишком эмоциональны в своих ожиданиях. В докучающих и строгих разговорах могут проскальзывать выражения: «не будешь читать, вырастешь дворником...». Силами родителей происходит подмена смыслов. Вместо «читать - это интересно и большое удовольствие», получаем: «читать - это правильно, нужно».

Такого рода ожидания от родственников вызывают у ребенка прежде всего напряжение, которое рождает комплекс «соответствия ожиданиям». Сам факт чтения перестает быть для него процессом и превращается в «пунктик». Чтение же становиться нагрузкой, напряжением и на выходе вызывает протест.

Именно поэтому очень многие родители сталкиваются с тем, что у современных детей вообще нет интереса к книгам, они их не воспринимают.

Но есть же и другая сторона. Дети испытывают сложности с чтением, легко утомляются. Разве не нужно их насильно заставлять читать, чтобы через регулярность выработалась привычка?

На самом деле, чтение - это один из навыков ребенка, который может приносить удовольствие и является положительным моментом в его жизни.

В последнее время вообще наблюдается тенденция нагнетания обстановки не только вокруг чтения, но в целом вокруг обучения детей, подготовки их к школе. Обучение стало занимать чересчур много времени в жизни ребенка, по сравнению с тем, как это было раньше. Так же возросли эмоции родителей в этом отношении. Эмоции совершенно конкретные, которые навязываются ребенку: мы хотим, чтобы ты был отличником. Регулярно родители переносят на ребенка собственный школьный опыт, часто негативный. Процесс школьного обучения таким образом становится очень напряженным. И чтение здесь самый показательный пример.

Многие родители наивно полагают, что если мой ребенок умеет читать, к школе он готов. Это огромная ошибка. И это абсолютно не так.

Почему?

Чтение и письмо -это последние вещи, которые должен уметь делать дошкольник. Первичным является уровень развития высших познавательных функций: способен ли он концентрировать внимание, как развиты у него самоконтроль и мотивация. Речь уже не об игровой мотивации, которая к школе еще остается в активе любого ребенка, а о познавательной. Способен ли ребенок без всякого давления со стороны, по собственной инициативе и с естественным интересом, сидеть и что-то изучать? Хватает ли у него на это сил?

Очень часто (до первого года жизни) родители показывают младенцу буквы на карточках, рассчитывая научить его читать: «такой маленький, а уже будет знать буквы!» Но на самом деле, для родителей это больше удовлетворение своих амбиций, чем естественных потребностей ребенка. Конечно же он ничего знать не будет, потому что чисто физиологически в годовалом возрасте еще не сформированы отделы головного мозга, отвечающие за различение знаков, их удержание и воспроизведение. В лучшем случае, если что-то и удастся, так это выработать условный рефлекс.

Если ребенок гармонично развивается с первых лет жизни, если родители внимательны к ходу процесса его развития, внимательны к его потребностям в этом развитии и дают ребенку то, что в каждый конкретный период жизни ему нужно и важно, тогда чтение появится само собой и проблем с ним не возникнет.

Как много примеров мы видим, когда дети сами учатся читать. Обычно -это происходит в пять-шесть лет, иногда даже в четыре. Они начинают проявлять интерес к буквам, к надписями на улице, быстро схватывают и запоминают. И для этого вовсе не нужно организовывать какой-то специальный процесс. Возникновение этого интереса - признак физиологической сформированности мозга, подготовленности к восприятию данной информации. Но ни в коем случае не нужно тут же нагружать ребенка: ах ты начал читать, теперь-то ты у нас будешь делать это каждый день, как уроки. Чтение не должно превращаться в «обязаловку». Оно должно быть приятным времяпрепровождением, в котором ребенок достигает успехов, увлекательной игрой. Задачи, которые родитель ставит перед ребенком, должны быть основаны не на ожиданиях, а на возможностях.

Заставлять ребенка читать насильно нельзя тем более. Всякое насилие всегда имеет последствия. Как минимум, чтение не будет добровольным и естественным процессом. В вопросе чтения однозначно должна быть свобода. Ребенку должно нравиться читать. Ведь чтение это занятие, которое по определению не может не нравиться. Мы должны пробудить интерес к этому процессу, поддержать, помочь преодолеть трудности. Главный вопрос, который должен стоять перед родителями: не «как заставить?», а «как помочь в чтении?»

Существует мнение, что если ребенок будет видеть родителя с книгой, то он непременно зачитает.

Не то, чтобы непременно, но доля вероятности действительно повышается. Если ребенок с раннего возраста видит, что книга - обычный и нужный предмет в доме, ею пользуются все, что посредством книги он сам получает положительные эмоции, вероятность того, что и дальше он захочет получать эти эмоции - очень велика.

Если в семье никто не читает, а родители требуют от ребенка того, что не делают сами, то чтение может стать полем сопротивления и войны между ребенком и взрослыми. Отношение к чтению должно быть нормальное, не сильно эмоционально заряженное и скорее позитивно окрашенное.

Если родители занимаются собственным развитием, и ребенок наблюдает это, если он видит, что папа и мама сами много чем интересуются, в том числе читают, чтение для них не напряженный труд, а легкий и приятный досуг, то дети подпитываются от этого эмоционально.

Когда ребенок маленький, мы готовы быть снисходительными к отсутствию интереса к чтению. Но хотелось бы, чтобы достигая определенного возраста, 10-14 лет, ребенок все-таки читал и инициатива исходила от него, чтобы он сам брал книгу. А бывает по-разному. От одного ребенка инициатива не исходит, а от другого исходит, но предпочтение отдается литературе не по возрасту: вместо романа - комиксы. С чем это может связано?

Давайте начнем с тех, кто постарше. Четырнадцать лет - это подростковый возраст, когда мотивация у человека уже совсем не познавательная. В этом возрасте дети обычно начинают хуже учиться и терять интерес к учебе. Это нормально. Не нужно рассчитывать, что интерес к книгам у ребенка будет больше и искреннее, чем к общению. Если ребенок развивается нормально, то книгам он предпочтет общение со сверстниками. А вот если в четырнадцать лет он сидит с книжкой, то это скорее говорит о том, что он уходит в свой мир и, возможно, некомпетентен среди сверстников и в коммуникациях.

Дети 8-11 лет - совершенно другая история. Это как раз самый познавательный возраст. Ведущая деятельность, то есть обучение, у них должно быть в норме. А тут родители хотят, чтобы ребенок читал серьезные книги. О чем это говорит? Только об их собственных амбициях: посмотрите, какой у нас развитой ребенок, какая у нас образованная и интеллигентная семья.

В комиксах ничего плохого нет. С одной стороны, это модно и принято среди сверстников, с другой, - это просто: крупный текст, красочные картинки, не нужно прилагать усилий.

Конечно же не последнюю роль в чтении (и интересе к простому просматриванию комиксов) играют трудности физиологического характера. Сейчас у очень многих детей мы наблюдаем именно функциональные трудности. Как правило они являются следствием и дефицита внимания, и сильной утомляемости, и трудностями усвоения двигательной программы.

У детей, которые не ползали до года, или ползали мало, со временем обнаруживаются сложности письма и чтения. Во время ползания (двигательного развития) усваивается двигательная программа, когда мы научаемся маленькие элементы складывать в более крупные. Звуки - в слоги, слоги - в слова, слова - в предложения. В основе этого процесса лежит усвоение двигательной программы.

Также стали распространены речевые трудности: дети поздно и плохо говорят. А плохое звукопроизношение часто переходит в дислексию, дисграфию. Когда ребенку сам процесс словесности дается трудно, это сигнал. . Почему это так? Ответ должны найти родители. Если не заниматься ребенком, не компенсировать сложности, заниматься недостаточно, то вероятность обнаружения впоследствии трудностей при чтении - 100%. Чтение - это такой же процесс, что и речь, только более сложный. Во время чтения мы не просто усваиваем слуховые образы, но связываем слуховые образы и зрительно-буквенные. И не мудрено, что дети отказываются читать. То, что дается сложно, делать не хочется. То, что легко, интересно и доставляет удовольствие, приносит ребенку какую-то свою детскую пользу - положительно закрепляется в сознании. Ребенок готов к этому возвращаться. Бесполезно говорить: это пригодится, это полезно. Можно, конечно, это говорить, но надеяться, что это повлияет и перестроит взгляд ребенка, наивно. Пока сам ребенок реально не получат от этого выгоды и пользы (своей детской), он не поймет все преимущества чтения. Именно поэтому важно, чтобы процесс чтения был позитивно окрашен. Будьте уверенны, что тогда ребенок предпочтет вновь воспользоваться этим способом получения информации.

А если не физиология, то с чем еще может быть связан отказ от чтения детьми, например, поэзии, объемных романов?

Мы с вами живем в эру компьютера и телевизора. Информация дается и получается в примитивной и легкой форме. Такой способ восприятия информации - способ пассивный. Человеку все и сразу предоставляется в разжеванном виде. От него не требуется никакого дополнительного напряжения. Внимай и все. Мозг быстро научается работать на сниженной энергозатратности, не перенапрягаться. Чтение - это процесс, во время которого человек задействует много высших психических функций.

Но категорически отметать все: компьютер, интернет, телевизор нельзя, потому что рано или поздно придется столкнуться с тем, что «запретный плод сладок». Неудовлетворенность из-за запретов, некомпетентность среди сверстников может вызвать уже новые проблемы. Родители должны уметь быть гибкими и понимать, что вольны здесь подсказывать и направлять ребенка, предлагая, например, развивающие компьютерные игры.

То есть мы деградируем?

Ну не в этом смысле. Но то, что компьютер или телевизор утомляет и перевозбуждает нервную систему, но при этом не развивает ее и мозг -это факт.

Если говорить о языке, то действительно он упростился. И детям все сложнее воспринимать стихи. К тому же ритмическая организация играет не последнюю роль. Если, например, ребенку мало читали стихов в детстве, то интереса к ним у ребенка не возникнет, ему будет сложно воспринимать этот жанр и в среднем возрасте.

Поэтому как можно раньше начинайте читать ребенку хорошие стихи, чтобы у него просыпалось удовольствие от звучания слов, рифмы, их понимания. Занимайтесь его познавательным развитием. Играйте в игры на внимание, реакцию, запоминание, развивающие пространственное мышление, мелкую и крупную моторику и т.д. Развивайте высшие психические функции у ребенка. Это и будет лучшей подготовкой к чтению и помощью в освоении чтения и письма.

К развитию ребенка нужно подходить с разных сторон. Однозначно нужно вместе читать, так же как привлекать к культуре: ходить в театры, слушать вместе классическую музыку. Ребенка важно культурно развивать. Если вся семья посещает выставки, ходит в кино, цирк, и делает это не потому, что «так надо, так принято», а потому что это вызывает много положительных эмоций, то безусловно это пробудит интерес и к чтению. Компьютер и телевизор должны вызывать тревогу родителей, когда они занимают все место и время в жизни ребенка, и приводят в целом к нежеланию развиваться в полноценным смысле этого слова.

Читайте детям с раннего возраста, подбирая книги по возрасту, потребностям, а главное интересу. Не живите собственными амбициями или навязанными представлениями о ребенке, ориентируйтесь на него самого и скорее всего в будущем чтение не будет вызывать у вашего ребенка сложностей.

Стоит ли выжимать из любимого чада семь потов, заставляя его корпеть над тетрадками летом, — личное дело каждого родителя. На мой взгляд, урезать и без того короткие каникулы — это просто преступление. И какие бы благие намерения ни руководили взрослыми тётями и дядями: желание подтянуть дитятко по учёбе, не дать забыть те крохи знаний, которые были приобретены им в процессе учебного года и прочее, и прочее, — беспрерывный обучающий марафон без права "перекура" — как минимум, злодеяние, с какой стороны на это ни смотреть.

Казалось бы, все мы, родители, как и полагается, желаем своим отпрыскам исключительно самого лучшего, порой не замечая того, что это "лучшее" приводит к неожиданным и зачастую плачевным результатам. Руководят нами, естественно, благие намерения, но ведь издавна известно, что ими вымощено. А вот что кроется под нашими благими намерениями, это ещё вопрос. Будучи педагогом с двадцатилетним стажем преподавания в школе, я не раз встречалась с тем, что родительское желание "сделать как лучше" заставляло детей прыгать выше головы, изо всех сил силясь соответствовать . И порой эта планка настолько высока, что дети буквально "ломались", не выдерживая тяжести, лежащей на их хрупких плечиках неподъёмной ношей.

Несколько лет назад у меня учился мальчик. Самый обыкновенный мальчик, каких не много и не мало. Вряд ли его можно было назвать гениальным. Если честно, звезд он с неба не хватал: всё, чем он мог похвалиться, доставалось ему большим трудом. Но в классе он был одним из лучших, в школе негласно числился кандидатом в медалисты и был всеобщей гордостью, потому что сидел над учебниками день и ночь. И не фигурально, а в прямом смысле этих слов. Всё, что задавалось преподавателями по всем предметам, он делал "от и до", от строчки до строчки, исправно исписывая десятки тетрадок конспектами и упражнениями. Внешне создавалось ощущение, что мальчик усердствует исключительно по собственной инициативе, просиживая за письменным столом ежедневно многие часы, но это было не совсем так. Молясь на сына, словно на икону, родители свято верили в его исключительность, видя в нём необыкновенный феномен и принимая его "одарённость" за нечто необыкновенное, данное им в награду за что-то такое, чему они и сами не знали названия, но чего они явно заслужили всей своей жизнью.

Воспринимая исключительность сына как дар свыше, они тянули из себя последние жилы, нанимая дорогих репетиторов. Недосыпая и недоедая, они отдавали ему последнее, лишь бы "вывести в люди", не задумываясь о том, чего эта гонка стоила ему самому. Видя нечеловеческие усилия родителей, отрывающих от себя ради него последнее, и будучи человеком светлым и благодарным, мальчик не просто занимался, а вгрызался зубами в науки, боясь только одного: чтобы нечеловеческие усилия его любимых и родных людей не пошли прахом.

Это было похоже на снежный ком. Слов "выходные" или "каникулы" для ребёнка не существовало. По-моему, там не существовало вообще ничего, кроме одного огромного "надо", вбитого в голову бедолаги железными гвоздями. На мои попытки вмешаться и объяснить, что такой подход может обернуться бедой для самого мальчика, родители удивлённо раскрывали глаза и неизменно отвечали, что эта нечеловеческая гонка — выбор самого ребёнка, а ни в коем случае не их инициатива. Что можно было возразить на эти слова? Внешне, опять же повторяю, — внешне они не давили и не жали, но своими амбициями загоняли своего собственного ребёнка в угол.

Одиннадцать лет бесконечной нагрузки сделали своё дело: с мальчиком произошёл нервный срыв с чудовищными последствиями. Не выдержав нечеловеческой нагрузки, перед самыми выпускными экзаменами, он слег с температурой сорок почти на месяц. Ни таблетки, ни травы, ни инъекции — ничего не могло вывести его из этого состояния. Что пережили за этот месяц сами родители, сложно даже представить, но ни разу, ни на один миг, им не пришло в голову, что болезнь мальчишки — не несчастная случайность, которая может помешать всему его светлому будущему, а расплата за их собственные непомерные амбиции. Как им удалось заставить сына воспитать такое чудовищное чувство долга, которое невозможно не то что таскать за собой — сдвинуть с места, неизвестно, но их история — наглядный пример слепой родительской любви, приведшей к плачевным результатам, и, по-моему, нельзя с этим не согласиться.

Хорошо, скажете вы, родительские амбиции — случай относительно экзотический, редкий, равняться на который или нет — личное дело каждого. Но как быть с тем, что ребёнок элементарно не успевает по одному или нескольким предметам, и лето — его единственный шанс нагнать всё, что пропущено и не утонуть окончательно?

Допустим, школьный год выдался по каким-то причинам сложным: ребёнок много болел, пропустил массу нового материала и по той или иной причине существенно отстал от класса. Допускаю, что такой случай возможен, мало того, что такая ситуация встречается сплошь и рядом. Но даже этот вариант не повод заставлять работать маленького человечка летом. Подумайте сами, проболев чуть ли не весь учебный год, ослабленный, измотанный до крайности, он будет корпеть над учебниками ещё и лето. И в каком состоянии, по-вашему, он выйдет на учёбу в новом году? Цветущим, отдохнувшим и полным сил? Вот уж вряд ли. Умотанный, не отдышавшийся, вялый, следующий учебный год он вообще завалит, это однозначно.

Подумайте сами, вы же идёте в отпуск? И лучше, если отпуск летом, да? И куда-нибудь к морю, с книжечкой, на шезлонг. Или на дачу, к любимым грядкам. Или ещё куда-нибудь. Это уж как кому больше нравится. Но отпуск всё же нужен, правда? А ему? Или ей? Или им отпуск не нужен? Или вы всерьёз считаете отпуском те несчастные пять-шесть дней, которые именуются осенними или весенними каникулами, и из которых ровно половину, если не больше, "добрая" школа принуждает ваше чадо посещать "добровольные" мероприятия? Тогда вы глубоко ошибаетесь, потому что мало того, что сколько-то дней из каникул ребёнок вынужден отдать на благо коллектива, так ещё и домашних заданий ему на эти самые каникулы задано много. Радуясь подходящему случаю, всё, что по каким-то причинам не было пройдено в учебное время, скидывается на многострадальную голову ребёнка в каникулы. И то, что ему остаётся непосредственно на отдых, иными словами, как кошкины слёзы, и не назовешь.

И вот наступает лето, сдаются в библиотеку ненавистные учебники. Казалось бы, все мучения позади, и можно наконец-то свободно вздохнуть, и вот тут-то добрые родители и проявляют заботу, от которой любому нормальному ребёнку выть хочется. Первой реакцией на подобную инициативу старшего поколения является недоумение и слабая надежда на то, что родичей удастся каким-то чудом вразумить, но через день-два (это в лучшем случае, а иногда и мгновенно), на смену недоумению приходит негодование. Между прочим, вполне законное, и, как следствие этого, неприятие учёбы вообще. В зависимости от количества летних занятий это неприятие переходит в просто ненависть или отчаянную ненависть.

Обозлившись и проклиная всё на свете, маленький человек начинает переживать, горевать и искренне страдать. Не в силах противостоять родительскому нажиму, он садиться за уроки, но никакого прока от таких занятий нет. Царапая под диктовку, он выводит страницу за страницей, делая одни и те же ошибки, потому что голова забита совершенно другим. Думая о том, что все его друзья играют во что-то интересное без него, он по-настоящему переживает своё несчастье, и никакие запятые не могут удержаться в его памяти, как бы он ни старался угодить радеющим о его благе родственникам.

Особенно "продуктивно" проходят такие диктанты, если родитель сам не особенно грамотен или не обладает навыками методики преподавания предмета, что, впрочем, встречается гораздо чаще. Зная правильное написание или простановку того или иного знака, он не может объяснить, отчего это делается так, а не иначе, и, подчеркнув все ошибки в писанине, глубокомысленно изрекает: "Посмотри, деточка, и запомни, чтобы в следующий раз такого уже не допустить". Очень мудро, скажу я вам. От таких занятий толка не может быть никакого, кроме вреда. Мало того, что ребёнок так и не поймёт, почему он ошибся, так ещё и зря потратит драгоценное каникулярное время. А если такой "тренинг" будет длиться изо дня в день, то в голове вообще будет каша, расхлебать которую даже профессионалу впоследствии будет ох как непросто.

Но что же делать, скажете вы, если ребёнок на самом деле отстал от программы? Понятное дело, что здоровье любимого ребёнка бесценно, и никакие школьные оценки не окупят его потери. Но запускать учёбу, пуская всё на самотёк, — тоже не лучший вариант. С этим никто не спорит. Если ребёнок нуждается в вашей поддержке, необходимо помочь ему, но эта помощь должна быть разумной и идти ему на пользу, а не во вред.

Желательно, чтобы сапоги тачал сапожник, а картины писал всё же художник, а не наоборот, а потому будет идеальным вариантом, если в помощь сыну или дочери родители пригласят специалиста, занимающегося репетиторством профессионально.

Если такой возможности в семье нет (в связи с материальными или какими-либо иными проблемами), то возможны занятия и на уровне ребёнок-родитель. Единственным условием при таком варианте помощи должно быть грамотно подобранное пособие, обязательно включающее в себя ключи (ответы на все необходимые вопросы) и исчерпывающие пояснения к этим ключам. Подобные сборники существуют практически по любому предмету — будь то математика, русский язык или что-то иное.

Перед тем, как начать занятия, целесообразно проконсультироваться с преподавателем, ведущим предмет в школе, или с каким-либо другим специалистом, компетентным в этой области. И ещё: время, отведённое для отдыха ребёнку, должно использоваться по назначению, то есть для отдыха, а не для латания "дыр". Жалейте своих детей, насколько это возможно, не взваливайте на их плечи больше, чем они могут унести, и тогда у них будет всё хорошо. Жалейте своих детей, а значит, любите, потому что больше этого делать некому.

Дремова Ольга, преподаватель