ГЛАВНАЯ Визы Виза в Грецию Виза в Грецию для россиян в 2016 году: нужна ли, как сделать

Пренатальное (дородовое) развитие. Пренатальное развитие ребенка

Почему в психологии развития пренатальный период так мало обсуждается? Хотя это и есть пренатальное развитие, лучше исключить слово «развитие». У нас есть несколько процессов, которые связаны с существенными изменениями организма. И кроме развития у нас есть процесс созревания. Созревание - разворачивание некоторой генетической программы. В предыдущих курсах мы говорили об изменениях, которые не предопределены программой, а происходят в результате деятельности человека. В пренатальный период хочется говорить о созревании. Происходят такие стремительные изменения, что просто невозможно представить себе, что он успел бы получить их в такой короткий срок. Буквально по дню известно, что и в какой день случится. И такая предопределенность - тоже свидетельство того, что есть программа.

Для того, чтобы начать разговор, мы должны договориться о понятиях.

Беременность длится 266 дней, или 40 (38) недель, или 9 месяцев, 3 триместра

Несмотря на то, что готовы назвать в днях, хорошо известно, что это индивидуальная особенность женщины. Эта особенность наследуема, поэтому предсказать можно, спросив у мамы, были ли у нее преждевременные роды. Иногда это индивидуальная особенность женщины и может варьироваться в пределах двух недель до и двух недель после и все будет диапазон нормы беременности.

В днях никто не говорит о беременности. Более привычно для нас недели.

Еще более привычно - понятие триместра. Это неформальное деление. На самом деле, деление не только по цифрам, а по преобладающим процессам. Первый триместр посвящен тому, что складываются системы организма. Второй триместр - тоже происходит формирование органов, но преобладающим является развитие нервной системы, когда формируются не органы материальные, а функциональные, функционирование которых регулируется при помощи нервной системы. Третий триместр - последние три месяца - время роста - ребенок набирает рост, вес, сил для перехода в другие условия жизни.

  • Пренатальный - от зачатия до начала родов;
  • Перинатальный - 7 мес. До 28 дня после рождения; Чаще используют перинатальный период - переходный - конец беременности и первый месяц после рождения. В перинатальный попадает «новорожденность», до тех пор, пока он не перешел к собственной психической жизни.
  • Антенатальный - 28 нед. До 40 нед.
  • Постнатальный - после рождения

Периоды пренатального развития:

Герминальный период - первые 10-14 дней в течение которых происходит имплантация зиготы.

Зачатие наступает в результате слияния двух половых клеток: яйцеклетки и сперматозоида. Яйцеклетки созревают в яичниках. Дальше, яйцеклетка спускается в матку по фаллопиевым трубам. Оплодотворение происходит не в матке, а в фаллопиевых трубах. Сперматозоиды проникают не только в тело матки, но и в фаллопиевы трубы и там достигают яйцеклетки. Эта яйцеклетка двигается по фаллопиевым трубам три дня. Есть организм, жизнь, но беременность не наступила. Это клетка спускается вниз и происходит деление. Сначала она делится пополам. Потом это деление ускоряется: 12 часов чтобы следующее деление, 12 чтобы следующее и тп. И когда организм подходит к матке, он состоит из 16ти клеток. Но, отличительная особенность организма в том, что эти клетки никак не дифференцированы, это гроздь одинаковых клеток. Они делятся так быстро, что не успевают вырасти в размере. Поэтому, размер этой зиготы (или бластулы) такой же, как одна оплодотворенная клетка, которая просто поделилась. Что знают точно? Где то на четвертый день, бластула входит в тело матки. И начинает двигаться. Все это время никакой беременности нет. Если ей это удается (иногда на седьмой, иногда на восьмой день), если произошло прикрепление, это называется имплантация. Как только организм смог зацепиться, он начинает продуцировать гормоны. Он продуцирует гормон, который воздействует на организм женщины, блокирует иммунную систему женщины, чтобы она не отторгала этот организм. И это продолжается достаточно долго и это важно понимать для состояния женщины. В первые месяцы беременности женщины, а иногда и всю беременность, иммунная система ослаблена, она более подвержена всяким заразам.

Наличие этого гормона обнаруживается в моче женщины и отсюда мы узнаем о беременности.

Как только произошла имплантация, этот момент мы считаем наступлением беременности.

Второй процесс - на четвертый-пятый день начинается процесс дифференциации. Вдруг, из одинаковых клеток, появляются разные. Организм понемногу обретает слои: верхний, средний и нижний слой. Как происходит переход от одинакового к разному - совершенно непонятно. А процесс дифференциации очень важен, так как из каждого из слоев будут появляться свои органы. Из внешней оболочки - нервная система и это свидетельство эволюционных процессов, ведь у самых примитивных организмов, нервная система поверхностна и эта же логика прослеживается и тут. Биологи пытались выяснить, что это за процесс. Их беспокоит то, в чем содержится код особенности. Они экспериментировали. Как только начинается дифференциация, они пробовали переместить клетку из одного слоя в другой. Что происходит? Происходит нарушение органогенеза. Нежизнеспособный плод, у которого органы появляются не на том месте. Биологи пытались понять, где содержится информация.

На основании этих опытов, появилось первое представление об угроз и факторов риска. Мы точно знаем, что если происходит в момент формирования органов смещение клеток, организм будет развиваться не так. Это вибрация. Это использование вибромассажеров и т. п. Достаточно давно, на основании этих данных, женщины были освобождены от тех профессий, которые мы называем мужскими. И это время, когда женщина может не знать о своей беременности, в первые дни беременности. И если есть возможность зачатия, нужно исключить все, что связано с такой вибрацией (в частности, самолет).

Интересную вещь сделал еще один биолог, Абель, который попробовал сделать это перемещение чуть раньше, не в 14 дней, а где-то в самом начале. И обнаружил сенсационной открытие: если чуть раньше, то ничего страшно не происходит: клетка меняет свою функцию в зависимости от того, в каком слое она оказалась.

Эмбриональный период - от 2 до 8 недели формируются основные системы организма.

Фетальный период - после 8 недели и до рождения происходит рост и подготовка органов к функционированию в постнатальный период.

На ранних этапах эмбриогенеза закладываются предпосылки психического отражения мира.

Сам же процесс эмбриогенеза гарантирует неонатанту относительное постоянство среды независимо от того, происходит ли процесс внутриутробно или развитие оплодотворенного яйца осуществляется непосредственно во внешней среде. Здесь лишь можно отмечать разную степень обособленности эмбриона от внешней среды: у теплокровных плацентарных животных она максимальна. Собственно говоря, эмбриону нет необходимости отражать внешнюю среду, поскольку она (в идеале) комфортна и резко не меняется. Поэтому справедливо утверждение о том, что психика эмбриона - это вещь в себе. Она есть продукт саморазвития, а не следствие воздействия на организм плода среды обитания. Тем не менее по мере формирования органов у плода появляется необходимость установления и расширения связей со внешним миром. В этом процессе психика и выступает неким посредником между средой и организмом.

Несмотря на то, что роль среды в психическом развитии неонатанта очевидна, ее не следует преувеличивать. Существуют достаточно убедительные экспериментальные доказательства того, что развитие психики и поведения плода не прекращаются в случае его полной изоляции от среды обитания.

Значение эмбриогенеза для формирования психической деятельности состоит в том, чтобы подготовить морфофункциональную основу неонатанта для отражения мира после его рождения. В процессе пренатального развития формируются сенсорные, сенсомоторные системы и двигательный аппарат плода. Пренатальное развитие отмеченных систем жестко детерминировано наследственной основой, что находит проявление в спонтанной двигательной активности эмбриона и плода. Эта активность незначительно, но все же корректируется внешней средой. И это служит основанием для того, чтобы говорить о существовании явления эмбрионального научения.

Изучение процесса эмбриогенеза у животных с разной эволюционной организацией показало, что движения эмбриона выступают универсальным явлением, свойственным как беспозвоночным, так и позвоночным животным.

Появление у эмбриона того или иного органа с мышцами обязательно сопровождается мышечными сокращениями. Эти сокращения мышц являются единицами будущих сложных поведенческих актов. В процессе эмбриогенеза мышечные сокращения эмбриона или плода еще не несут адаптивного предназначения во взаимоотношениях плода со внешней средой, как это имеет место в постнатальный период онтогенеза.

Однако любое правило имеет исключения. Например, у выводковых птиц птенцы перед выклевом должны иметь натренированные движения головы, шеи и клюва, чтобы в нужный момент разбить скорлупу яйца. Помимо этого, к моменту появления на свет птенец запечатлевает голос матери-наседки. Процесс звукового импринтинга протекает в последние дни эмбрионального развития птенца. Наседка при насиживании постоянно посылает звуковые сигналы, и эти сигналы воспринимаются эмбрионом, т. е. для куриного эмбриона характерно прямое психическое отражение по крайней мере некоторых элементов внешней среды обитания.

Следует отметить, что плодам млекопитающих не свойственна подобная психическая активность. Возможно, что вследствие укороченного эмбриогенеза (в сравнении с выводковыми птицами) детеныши млекопитающих (по крайней мере, незрелорождаемые) рождаются на более ранних стадиях онтогенетического развития, т. е. с неподготовленной морфофункциональной основой сенсомоторной системы.

Рыбы, земноводные, пресмыкающиеся . Оплодотворенная икра низших позвоночных является удобным объектом для изучения психического развития и поведения животных в пренатальный период онтогенеза. На эмбрионах рыб показано, что движение зачатков органов возникает в строгой последовательности по мере созревания нервных связей. Эти движения возникают спонтанно и имеют эндогенные причины. После формирования сенсорных систем (тактильной, зрительной) у эмбриона наблюдают движения, спровоцированные экзогенными факторами (механическое раздражение, свет). Эти движения имеют дифференцированный характер. Внешне они проявляются в форме подергивания отдельных частей тела, изгибания, вращения. В конце инкубации эмбрион демонстрирует «клевки». Клевки и изгибания тела способствуют выходу эмбриона из яйца в конце развития.

У земноводных животных в процессе эмбриогенеза отмечают аналогичные рыбам поведенческие проявления. Дополнительно у земноводных после формирования конечностей наблюдают гребковые движения. Вначале они совмещаются с генерализованными движениями всего тела. Эти сложные движения первоначально имеют эндогенные причины. Позже у эмбриона возникают координированные плавательные движения, характерные для свободно живущих головастиков.

В научной литературе подробно описано развитие двигательной активности эмбрионов хвостатых амфибий, например, амбистомы. Задолго до вылупления эмбрионы совершают плавательные движения разной степени сложности. Вначале фиксируют изгибания тела в форме буквы «С», позже изгибы приобретают форму латинской буквы «S». На следующем этапе развития в плавательные движения вовлекаются конечности, причем все эти движения ритмичны и возникают вследствие внутренних причин.

Доподлинно известно, что сложные по биомеханике движения эмбриона амбистомы созревают без научения и даже тренировки. Исследователи выращивали эмбрионы амбистомы в анестезирующем растворе ацетонхлороформа. В условиях опыта эмбрионы были лишены возможности совершать локомоторные действия длительное время без торможения процессов роста и морфогенеза. После того, как икру переместили в нормальные условия, т. е. сняли действие ацетонхлороформа, эмбрионы восстановили двигательную активность. Причем характер их движений (ритм, последовательность, координация) не отличался от движений контрольных эмбрионов, не подвергавшихся воздействию анестетика и имевших возможность тренировать движения.

Эндогенное происхождение локомоторной активности эмбриона доказано и такими интересными опытами. У эмбриона саламандры пересаживали зачатки конечностей таким образом, что конечности оказывались повернутыми в обратную сторону. После выклева у молоди направленность движений была нарушена. Молодые ящерицы пятились назад от раздражителей, которые у контрольных животных вызывали положительную двигательную реакцию. Результаты опыта говорят о том, что эмбриональные движения конечностей не имеют адаптивного значения для плода.

Похожие опыты проводили и на лягушках. Эмбрионам хирургическим путем на 180° разворачивали зачатки глазных яблок. В результате оптокинетические реакции выклюнувшихся головастиков оказались смещенными назад.

Таким образом, у низших позвоночных движения эмбрионов обусловлены внутренними причинами. Они не имеют адаптивного значения и служат целям функционального созревания структур, обслуживающих поведение животного на более поздних этапах онтогенетического развития.

Птицы . Удобным объектом для изучения эмбрионального поведения птиц служат оплодотворенные куриные яйца. Период инкубации у кур при оптимальном температурном режиме занимает всего три недели. Изменения в двигательной активности эмбриона можно наблюдать невооруженным глазом. На второй день инкубации у зародыша появляется сердцебиение. На четвертый день у куриного эмбриона возникает спонтанная двигательная активность. На этом этапе развития движения генерализованного характера начинаются с головного конца и распространяются по эмбриону в каудальном направлении. По мере формирования отдельных частей тела у эмбриона можно заметить самостоятельные движения головы, хвоста, глазных яблок, конечностей.

Американский исследователь Цин Янг Куо еще в 1920-е гг. подробно изучил хронологию и закономерности развития поведения куриного эмбриона. Причем он экспериментально доказал значение влияния внешней среды на развитие эмбриональной двигательной активности. Ц. Я. Куо разработал оригинальные методики исследований. Он перемещал эмбрион внутри яйца, наносил раздражители на разные части эмбриона, устраивал прозрачные окошки в скорлупе, через которые вел наблюдения. Он показал, что первыми движениями были движения головы к груди. Через день голова начинает поворачиваться в стороны. А спустя 4 дня после появления первых движений у эмбриона обнаруживаются первые экстероцептивные рефлексы. Исследователь обнаружил, что у куриного эмбриона ритм открывания и закрывания клюва синхронизирован с ритмом сердечных сокращений. Однако спровоцировать движения клюва можно раздражением любой части эмбриона.

Наблюдая за развитием движений ног у куриного эмбриона, Ц. Я. Куо пришел к неожиданному выводу. Передвижение цыплят и взрослых кур шагами (а не прыжками) предопределяется особенностями эмбриогенеза. У куриного эмбриона желточный мешок примерно с 11-го дня инкубации надвигается на брюшную сторону зародыша, чем сильно затрудняет движения ног. В результате ноги остаются в согнутом положении до конца развития. Причем одна нога располагается поверх другой. Однако верхняя нога имеет большую свободу движений по сравнению с ниже расположенной конечностью. Поэтому подвижность правой и левой ноги цыпленка к моменту выклева неодинакова. Цыпленок может переставлять ноги только по очереди. Вначале движение совершает более подготовленная нога.

По современным представлениям, движения куриного эмбриона вызваны спонтанной ритмической активностью нервных клеток спинного мозга. По мере созревания ЦНС движения эмбриона становятся все более и более сложными. Однако эту сложность (точность, последовательность, силу, координацию в целом) предопределяет уровень зрелости головного мозга. К моменту выклева цыпленок обладает способностью наносить сильные и целенаправленные удары клювом по скорлупе, что обеспечивает ее разрушение.

Млекопитающие . Современные представления об эмбриональном поведении млекопитающих не столь детализированы, как в случае с низшими позвоночными и птицами. Этому имеются объективные причины. Зародыш млекопитающих развивается в утробе матери, что усложняет изучение его поведения. Непосредственные визуальные наблюдения возможны лишь после извлечения эмбриона из утробы матери, что резко понижает объективность получаемых данных. Большинство экспериментальных результатов были получены на эмбрионах грызунов именно таким методом, т. е. за счет прерывания беременности.

При двухмесячной беременности у морских свинок первые движения эмбриона в виде подергивания мышц шейно-плечевого отдела регистрируют на 28-й день с момента оплодотворения. Позже возникают движения головы, глаз, конечностей. За неделю до рождения плод морской свинки демонстрирует рефлекторные ответы на механические раздражения разных участков тела.

Специалисты рассматривают плаценту как источник различных гуморальных стимулов (O 2 и CO 2 , гормоны, питательные вещества). И эта точка зрения имеет экспериментальную доказательную базу. При воздействии на эмбрионы морской свинки женского пола гормоном тестостероном в поведении половозрелых самок преобладают элементы полового поведения самца. Возможны и изменения поведения самцов по женскому типу после аналогичных экспериментальных воздействий на эмбрион женскими стероидами. Следовательно, половые гормоны в эмбриогенезе оказывают влияние на формирование структур ЦНС, регулирующих сексуальное поведение взрослых животных. Как известно, плацента выступает продуцентом огромного количества стероидов.

Многие поведенческие проявления эмбриона млекопитающих проявляются «в готовом виде» после морфологического оформления соответствующих мышечных структур. Сюда относят сосательные движения плода в утробе матери, движения глазных яблок, движения конечностей и др. Эти движения созревают сами собой и не нуждаются в пренатальной тренировке.

Подобные готовые стереотипы пренатального поведения могут иметь и очень сложный характер. Так, новорожденный кенгуренок покидает матку самки на довольно ранней стадии эмбриогенеза. Его эмбриональное развитие завершается фактически в сумке матери. Несмотря на то что рождается кенгуренок чрезвычайно неразвитым, он самостоятельно перебирается в сумку матери, демонстрируя при этом уникальные двигательные способности и умение ориентироваться в незнакомой среде. Его движения из половых путей самки по направлению к ее сумке осуществляются на основе отрицательного гидротаксиса. После выхода из родовых путей эмбрион, цепляясь за шерсть, направляется к сухому участку на теле матери, которым в данной ситуации является ее живот. Ноги, прихвостовая область у самки после разрыва плодных оболочек и отхода околоплодных вод становятся сырыми и служат отрицательными стимулами для плода кенгуру. Новорожденный отыскивает вход в сумку и самостоятельно проникает в нее. Затем он отыскивает сосок, присасывается к нему и надолго остается в сумке в таком положении.

Столь сложное поведение незрелого детеныша кенгуру имеет в своей основе генетически фиксированную программу действий. Удивительно то, что эта программа работает, несмотря на крайне слабо развитую нервную систему детеныша кенгуру. На этой стадии развития нервные структуры проявляют лишь спонтанную импульсную активность. Центральный аппарат движений у плода к этому времени еще не сформирован. Пока не поддается научному объяснению способность новорожденного кенгуренка демонстрировать отрицательный гидротаксис и распознавать шерсть на брюхе матери. Ведь до рождения у него не было возможности познакомиться с сухими объектами и шерстью. До разрыва плодных оболочек детеныш постоянно пребывал в жидкости и с твердыми объектами не соприкасался.

Роль матери и условий, в которых вынашивает плод беременная самка, убедительно показывают опыты на лабораторных крысах. Если в процессе развития беременности самок периодически подвергать стрессовым воздействиям, то у них рождаются пугливые и избыточно возбудимые детеныши. Состояние крысят не изменяется в лучшую сторону и в случае, если их выкармливает другая самка, не подвергавшаяся экспериментальным воздействиям.

Психическое отражение в эмбриональный период ограничивается процессами созревания ЦНС. Причем созревание нервной системы эмбриона происходит неравномерно. Выделяются критические периоды формирования и созревания отдельных структур ЦНС. Важно иметь в виду, что в эти критические периоды эмбриогенеза нервная система чувствительна к воздействию биологически активных веществ и факторов внешней среды.

Выдающийся отечественный эмбриолог П. Г. Светлов экспериментально доказал наличие и биологическое значение критических периодов в индивидуальном развитии организма. Он подробно изучил на грызунах два критических периода: первый, предшествующий имплантации зародыша в эндометрий, и второй, имплантационный период.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter .

Весь период перинатального развития, продолжающийся 38-40 недель беременности делится на 3 фазы: 1.фаза зиготы, 2.фаза эмбриона и 3.фаза плода

    2недели с момента оплодотворения

    длится с 2 до 8недель беременности. 1 месяц : к 20-у дню начинает биться будущее сердце ребенка; закладывается мозг и основы нервной системы; напоминает по внешнему виду головастика; весит примерно 15г., в длину 10-12мм. 2 месяц: формируются основные системы организма и части тела; похож скорее на человека, чем на головастика; весит 20-25г. 2,5см. В это время развивается центральная и перефирическая нервная система, уже в 1,5 месяца эмбрион реагирует на боль, на прикосновение к подошвам, отстраняется от света, направленного на живот матери, имеет орган вкуса, а также способен улавливать настроение матери.

    длится с 9недель до рождения. Отличается быстрым увеличением размеров плода. 3 месяц: начинают функционировать мышцы, появляются первые движения плода, появляются ногти на пальчиках, формируются 20 зачатков будущих зубов, формируется голосообразующий аппарат, хватательный рефлекс (11-12 недель), сосательный (13-14 недель), становится сформированным гениталий плода к 12 неделе, 10 см. в длину

Формирование мозга и органов чувств, а именно зрения, высоко чувствительно к внешним воздействиям на протяжении всего перинатального периода, что и делает необходимым реализацию экологического подхода в период беременности. Т.о. уже за долго до рождения плод готов к восприятию стимулов внешней среды, которые являются факторами формирования врожденных особенностей будущего ребенка.

Факторы, которые действуют во время развития организма ребенка от зачатия до рождения, приводят к формированию врожденных особенностей человека. В настоящее время описано более 400 факторов воздействующих на ход внутриутробного развития, и в первую очередь на мозг будущего ребенка. Условно их можно разделить на 3 группы:

    Биологические факторы: 1 хромосомные аномалии – по наследству либо из-за нарушений сперматозоида и яйцеклетки; 2 острые или хронические заболевания матери; 3 инфекции, особенно вирусные; 4 нарушения питания плода, т.е. голод и отсутствие необходимых питательных веществ; 5 иммунологическая резус несовместимость матери и плода – м.б. ДЦП, младенческая смертность, нарушение психич-о развития, сердечной мышцы; 6 возраст женщины – после 30 лет возрастает риск рождения детей с хромосомными дефектами; 7 прием лекарств во время беременности, особенно в 1-ом триместре – врожденные физ. Дефекты; 8 алкоголизм и наркомания – широкий спектр проблем.

    Физические факторы: 1 физические травмы во время беременности или родов; 2 профессиональные вредности, загрязнение окр. Среды, радиация;

    Психологические факторы: 1 позитивные эмоции ожидания ребенка матерью; 2 эмоциональные потрясения и стрессы беременной женщины – сильный стресс до 4-го мес. берем-ти скорее скажется на нервной системе и формирующемся теле, к 6-у мес. Воспринимается мозгом ребенка; 3позитивные и разнообразные воздействия окр. Среды

Ребенок во время перинотального развития воспринимает окр. мир через маму, и поэтому необходимо исключение воздействия неблагоприятных факторов на плод и целенаправленное формирование психики еще неродившегося ребенка на основе использования позитивных стимулов среды.

В нормальных условиях появление нового человека является результатом психологической готовности матери к его рождению. Новорожденный изначально беспомощен. Едва появившись на свет, он должен приспособиться к условиям существования, кото­рые резко отличаются от существования в чреве матери. Жизнь новорожденного зависит от того, как его организм может адапти­роваться к изменившимся условиям среды. Для организма многих новорожденных сам процесс рождения - тяжкое физическое испы­тание, которое истощает его организм и создает ситуацию стресса. Родившись и оправившись от потрясений, связанных с рождением, ребенок начинает жить в заданных условиях и развиваться в соот­ветствии с врожденным потенциалом и с создаваемыми условиями.

Питание новорожденного носит смешанный характер, ребенок питается по способу животных: он воспринимает внешние раздражения, отвечая на них целесообразными движениями, с помощью которых захватывается и усваивается пища. Однако ребенок питается молодивом матери, а в последствии ее молоком, т.е. внутриорганическим продуктом материнского организма. Тот же промежуточный характер носит и существование ребенка – около 80% времени спит. Главнейшая особенность сна новорожденного – его полифазный характер. Короткие периоды сна чередуются вкрапленными в них островками бодорствования, часто состояние дремоты. Новорожденный сохраняет эмбриональную позу, как во время сна, так и во время бодорствования – до 4 месяцев. Анимальные функции новорожденного: с одной стороны он обладает уже рядом двигательных реакций, возникающих в ответ на внутренние и внешние раздражения,с другой стороны он еще лишен способности к самостоятельному передвижению.

Кризис новорожденности – основным новообразованием этого кризиса является индивидуальная психическая жизнь ребенка, отделенная от материнского организма. Содержанием психической жизни новорожденного является «сплав аффекта, влечения, ощущения». Переживания новорожденного ребенка целостны, глобальны, недифференцированны.

Новорожденный обладает всеми необходимыми возможностями для существования в новой среде. Слух : с рождения ребенок знает множество звуков, поскольку начинает слышать с 24й недели перинотального развития. В первые дни после рождения различает ударения в словах, эмоциональную окраску речи, различает до 150 звуков и выделяет голос матери; в 4 дня различает разные языки и игнорирует чужой язык. Зрение под влиянием внешних раздражителей у новорожденного с большой скоростью развивается способность видеть. Он видит с самого рождения, но его зрение в 20 раз слабее взрослого, видит лишь силуеты. Он различает блестящие и красные цвета, на 2-й - 3-й неделе жизни появляется зрительное сосредоточение. Обоняние и вкус: обоняние начинает функционировать сразу после рождения – ребенок ощущает запах материнского молока, в 1-2 дня способен различать приятные и неприятные запах.Новорожденный предпочитает сладкие запахи и соответствующий вкус. В возрасте нескольких дней способен определять даже степень сладости. Осязание: Уже в момент рождения ощущает прикосновения и предпочитает прикосновение человеческого тела – с нормальной температурой тела.

Основные безусловные рефлексы, специфические для новорожденного: 1 двигательные рефлексы : хватательный рефлекс; рефлекс ползания – держать руку у ступней, от которых ребенок должен отталкиваться; рефлекс Моро (обнимание) ударяется ладонями по поверхности на которой он лежит, также при подкидывании опора и автоматическая ходьба поддерживая «ставят», ребенок должен опираться ногами и даже делать попытки ходьбы, он должен вставать всей ступней; рефлекс Бабинского – мягко погладить ступню от пятки к пальчикам, ребенок должен расправить пальчики; плавательный рефлекс – если опустить ребенка лицом в воду, он закрывает глаза, останавливает дыхание и совершает плавательные движения. 2 Защитно-ориентировочные рефлексы: зрачковый – при направленном ярком свете он резко закрывает глаза; защитный – положить на живот и он повернет голову в стороны, рефлекс чихания; ориентировочный – на неожиданный звук или явление ребенок замирает и прислушивается, появляется со 2й недели жизни. 3 Пищевые рефлексы: сосательный – в ответ на раздражение в области рта реагирует сосательными движениями вместе с глотательными; поисковый – поглаживание пальцем в области рта или щек, вызывает поворачивание в раздраженную сторону и пытается сосать; хоботковый – если прикоснуться ладошкой к губам ребенка, то он их вытягивает в трубочку. К 6-ти месяцам все эти рефлексы исчезают, за исключением Бабинского и зрачкового. А условных же, т.е. приобретенных рефлексов у новорожденных пока нет.

Условия обеспечивающие успешное психическое развитие новорожденного: В начале хх века, французский психолог Рене Спитц открыл явление госпитализма (изоляция). С этим понятием тесно связано понятие депривации – психическая депривация означает лишение чего-либо необходимого для нормального психического развития, она возникает в следствии неудовлетворенности важнейших психологических потребностей в течении длительного времени. Она бывает 3-ех видов: 1 сенсорная (интеллектуальная) – связана с резким ограничением или отсутствием разнообразных впечатлений от окр. среды (зрительных, словесных, осязательных, двигательных); 2 социальная – либо полная изоляция от общества, либо резкое ограничение контактов с окружающими людьми, в результате чего ребенок не может получить правильные представления о нормах и правилах поведения в обществе. В случае полной социальной изоляции у ребенка развивается «синдром одичания» или «синдром Маугли»; 3 эмоциональная – она связана с недостатком положительных эмоций и внимания к ребенку. Чаще всего наблюдается во время пребывания в больнице, дет.домах, психологически неблагополучных семьях. Т.о. можно сделать вывод о том, что с ребенком необходимо общаться, любить его, дарить ему положительные эмоции, знакомить с новыми и яркими вещами, впечатлениями и т.д.

В противоречии между максимальной социальностью, т.е. зависимости от взрослого, и минимальными средствами общения заложена основа всего развития ребенка в младенческом возрасте. Советские ученные Фигурин и Денисова обнаружили, что на втором месяце жизни, поведение ребенка резко меняется при появлении взрослого человека. Эту удивительную реакцию в виде эмоций и движений, ученые назвали комплексом оживления (КО). Элементами КО являются: фиксация взгляда и замирание; зрительное и слуховое сосредоточение; улыбка; двигательное оживление ручками и ножками; гуление; крик, в дальнейшем плачь для привлечения внимания. Эти элементы появляются постепенно, на 2-м месяце жизни, а затем на 3-ем, они объединяются в единую систему, проявляются одновременно с появлением взрослого и служат в качестве средства общения ребенка со взрослыми. Условием возникновения КО является эмоциональное обращение с ребенком; замечено, что интенсивность общения матери с новорожденным влияет на темпы развития КО. КО – это основное новообразование первого критического периода в развитии ребенка, свидетельствующее о начале индивидуальной психической жизни ребенка, это первая социальная реакция ребенка на окр. мир. КО является психологическим критерием завершения периода новорожденности (в 2,5-3 мес.) и началом нового этапа развития – собственно младенчество (3 мес. – 3 года). Младенчество - период, когда от малоподвижного образа жиз­ни и снотворного состояния ребенок быстро развивается в под­вижное веселое дитя. Очень быстро он научается устанавливать зрительный контакт со взрослым, открывает зрительно свои руки, научается хватать предмет, а затем и манипулировать им. Он ис­следует, рассматривает окружающий мир в ближайшем простран­стве; ощупывает предмет руками, тянет его в рот и знакомится с предметом таким младенческим способом; он прислушивается и ищет источник звука; он беспрестанно манипулирует всем, что попадет под руку. Он вступает в эмоциональные отношения с ма­терью и другими близкими взрослыми. Он начинает испытывать тревогу при виде незнакомого человека. Фактически от существа асоциального младенец быстро становится ребенком, способным реагировать на окружающих людей улыбкой, плачем, радостью, испугом - человеческими способами. При этом он начинает разли­чать отдельные, часто повторяющиеся ситуации и проявлять себя определенным образом, он начинает различать слова, обозначаю­щие предметы, и значимых людей.

Исследования И.Лисиной и Эльконина показали, что КО – это форма проявления потребности ребенка в общении со взрослым, благодаря ему устанавливается прочная связь между взрослым и ребенком. В младенческом возрасте (от КО до 1 года) происходит ситуативно-личностное общение с близкими взрослыми. Общение до года непосредственно эмоциональное(жесты, мимика, звуки, гуления, выразительные движения), благодаря общению со взрослыми появляется потребность в речи и стремление действовать с предметами. Хотя в первом полугодии жизни ребенок сам еще не овладевает элементами речи, но у него происходит интенсивное формирование речевого слуха, ему необходимо слышать речь обращенную к нему. Первый год жизни – это подготовительный период для возникновения у ребенка человеческой речи, идет интенсивное развитие артикуляционного аппарата. На первом году жизни говорят о появлении предпосылок будущей речи ребенка: конец 1-о месяца – в ответ на лицо, речь взрослого появляется сосредоточенный взгляд, улыбка, первые тихие и кроткие звуки, напоминающие кряхтение, т.е гуканья.; в нч. 2-о месяца ребенок пытается активно общаться со взрослыми, к 2-м месяцам появляются певучие и протяжные вокализации – гуление; позднее, в 5 месяцев возникает лепет – ясные и четкие звуки, состоящие из слогов, ритмически повторяющиеся; во 2-ом полугодии 1-го года ребенок начинает понимать обращенные к нему слова, однако такое понимание речи носит ситуативный характер, т.е. ребенок реагирует не только на слово, сколько на знакомую ситуацию, в которой это слово произносится. Постепенно устанавливается связь между словом и предметом и ребенок может искать названный предмет. Итак, к концу 1-го года он переходит от реакции на интонацию произнесенного слова, к пониманию первых слов.

Формирование актов хватания и предметных манипуляций: На рубеже 1-го и 2-го полугодия в жизни младенца происходит важное событие – у малыша появляется действие хватания. В этом возрасте у ребенка бурно проявляется интерес к окружающему миру, любопытство к находящимся по близости предметам, неудержимое желание действовать с ним. Ученые обнаружили, что хватание, прежде чем оформиться у 6-ти месячного ребенка в действие, проходит ряд предварительных этапов. Так, дотягивание до предмета обнаруживается уже на 2-ой неделе жизни, и уже в этом возрасте различает удаленность предмета, и учитывает ее. Сначала дотягивание как бы объединено с хватанием. К 2-3 мес. Дотягивание и хватание развиваются в два самостоятельных действия. Есть и другая линия развития хватания: оно происходит под влиянием не зрительной информации о предмете, а тактильной, от соприкосновения с ним. Эта линия выделяется из КО. Радость при виде взрослого очень рано вовлекает в хаотичное движение ручки младенца, которые наталкиваются при этом на предметы, соприкасаются с ними. Ближе к 4-ем месяцам малыш начинает пытаться достать, схватить эту вещь. С момента появления хватания нарастает дальнейшее познавательное развитие ребенка, которая теперь осуществляется путем манипуляций с предметами. К 6-ти мес. Движение рук ребенка, направленные к предмету, захватывание его и удерживания оформляются в единую систему. Малыш берет игрушку в обе руки, крепко держит, рассматривает, подносит ко рту и обследует языком и губами. Во 2-ом полугодии у ребенка формируется множество разнообразных действий с предметами, позволяющих лучше познакомиться с их свойствами, открываются все новые и новые свойства предметов, этот этап в развитии действий можно назвать результатным (от4 до 7 мес.). С 7 до 10 мес. Формируются действия др. характера «соотносящие» - играет с коробочками вкладывая в них предметы. К 10 мес. Ребенок способен достать интересующий предмет и с помошью другого. После 10-и мес. Начинается этап функциональных действий (до 2-3 лет). Ребенок начинает подражать взрослым (употребление предметов). Он начинает ползать, добираться до предметов, ходить держась, опираясь об края кроватки и вскоре (в год) делает первые шаги, чем он может расширить свою территорию изучения.

Новообразования кризиса 1 года : стремление утвердиться, проявление признаков самостоятельности, настойчивости, противопоставления взрослому и, вместе с тем, усвоение многих умений и навыков, научается оценивать свои действия, радуется успеху и огорчается неуспеху. К году младенец не только успешно овладевает сложными движениями, действиями с предметами, пониманием речи, двумя формами общения, преуспевает в интеллектуальном развитии, но и продвигается по пути личностного развития. У ребенка появляются все фундаментальные основы для дальнейшего развития. В год он начинает ходить, появляются первые слова, возникает предметная деятельность, ребенка все больше интересуют предметы, вещи окр. мира. У ребенка появляются собственные желания и стремления вызванные тем, что отсутствует в данной ситуации, но продолжает жить в его представлениях, воспоминаниях. У ребенка появляются мотивирующие представления , они становятся мотивами, причинами в поступках и поведении ребенка. Ребенок начинает вести себя вопреки конкретной ситуации, проблема заключается в том, что ребенок не может объяснить взрослому к чему он стремится и поэтому возникают негативные проявления кризиса, аффективно-волевые реакции.

Развитие психических функций неотделимо от развития эмоционально-потребностной сферы ребенка. Доминирую­щее в раннем возрасте восприятие аффективно окрашено. Ребенок эмоционально реагирует только на то, что непос­редственно воспринимает.

Желания ребенка неустойчивы и быстро преходящи, он не может их контролировать и сдерживать; ограничивают их только наказания и поощрения взрослых.

Развитие эмоционально-потребностной сферы зависит от характера общения ребенка со взрослыми и сверстниками. В общении с близкими взрослыми, которые помогают ребенку познавать мир «взрослых» предметов, преобладают мо­тивы сотрудничества, хотя сохраняется и чисто эмоциональ­ное общение, необходимое на всех возрастных, этапах. По­мимо безусловной любви, эмоционального тепла ребенок ждет от взрослого непосредственкого участия во всех своих делах, совместного решения любой задачи, буть то освое­ние столовых приборов или строительство башни из куби­ков. Вокруг таких совместных действий и разворачиваются новые для ребенка формы общения со взрослыми.

При нормальном воспитании оглушительное «уа» новорожденного переходит в менее бурное выражение отрицательной эмоции - плач.

Плач становится естественным выражением всякого рода страда­ния, идет ли речь о физической боли или (конечно, намного позднее) о душевном горе.

Улыбка, выражающая положительные эмоции, появляется позднее, чем крик. Первые достаточно определенные проявления положитель­ной эмоции в виде улыбки удавалось наблюдать в конце первого - начале второго месяца жизни, причем улыбка возникала либо при зрительном сосредоточении на предмете, либо в ответ на обращенные к ребенку ласковые слова и улыбку взрослого. Из этого можно сде­лать вывод, что для возникновения положительной эмоции недоста­точно одного только удовлетворения органических потребностей. Оно лишь снимает отрицательные эмоции и создает условия, при ко­торых ребенок может испытать радостное переживание. Но само та­кое переживание вызвано получением впечатлений, связанных со взрослым.

Психология развития и возрастная психология: конспект лекций Каратьян Т В

ЛЕКЦИЯ № 3. Развитие: этапы, теории, законы и закономерности. Пренатальное и перинатальное развитие

Жизнь человека начинается с момента оплодотворения. Это подтверждают многочисленные исследования. С момента оплодотворения в организме женщины зародыш живет своей собственной жизнью, реагирует на голоса, на настроение матери, на внешние стимулы. Существует гипотеза, что зародыш начинает реагировать еще раньше, чем будет сформирована центральная нервная система, потому что клетки живого организма могут улавливать изменения в химическом составе крови матери. А такие изменения неизбежно появляются в связи с любыми положительными или отрицательными эмоциями женщины.

Практически сразу после оплодотворения, т. е. через 30 ч зародыш человека становится двуклеточным. Еще через 10 ч зародыш состоит из 4 клеток, через 3 дня – из 12 клеток. Первые клетки (бластомеры) тесно соприкасаются друг с другом, они крупнее, чем обычные соматические клетки человеческого организма. В это время зародыш называется «морулой» (от лат. morum – «тутовая ягода»). Такое название возникло, потому что зародыш похож на ягоду.

Нервная система зародыша формируется с 3-4-й недели внутриутробной жизни, развивается на протяжении всего последующего внутриутробного периода. Несмотря на то, что нервная система возникает очень рано, головной мозг будет развиваться на протяжении многих лет после рождения ребенка. Но центральная нервная система начинает функционировать уже в материнском организме. Американский ученый Т. Верни утверждает, что личность человека формируется до его появления на свет. Ребенок чувствует мысли, переживания, эмоции матери, именно эти впечатления впоследствии сформируют его характер, поведение, психику. У 28-недельного плода уже есть мимические реакции. Плод выражает свое отношение ко вкусу пищи, которую ест мать. Гримасы неудовольствия возникают на соленое и горькое, и, наоборот, сладкое вызывает у зародыша выражение удовольствия. Плод реагирует особым выражением лица на плач матери, крик, гнев.

Многочисленные исследования показали, что в развитии плода играет огромное значение деятельность нервной системы. Если у плода по какой-то причине повреждается мозг, длина и масса уменьшаются, то во время родов плод может погибнуть. Движения плода в организме матери определяются деятельностью развивающейся нервной системы. Выражены глотательные и хватательные движения, подвижны конечности. Хватательный эффект впервые проявляется в возрасте 11,5 недель внутриутробной жизни.

Специалисты по проблемам раннего развития мозга, внешней среды и психического здоровья доказали, что ребенок чувствует отрицательные эмоции матери, и они влияют на него самым сильным образом. Основные характеристики мозга зависят не только от наследственности, но и от качества контактов плода с окружающей средой. Если будущий ребенок был не желателен для матери, в период беременности она была озлоблена или раздражена, то плод все это чувствовал. Гормоны, образующиеся в организме женщины, самым негативным образом воздействовали на ребенка.

Акт рождения сопровождается сильным стрессом как для матери, так и для новорожденного. После того как ребенок появился на свет, нервная система глубоко потрясена всем происшедшим. Это дает основание говорить о психологической травме рождения.

Понимание того факта, что ребенок чувствует и сознает еще до рождения, дает возможность осознать беременной женщине, что она может повлиять на личность ребенка, может направить его развитие в том или ином направлении с помощью своих мыслей и чувств. Это не означает, что любые мимолетные волнения или тревоги могут навредить ребенку и качественно повлиять на его характер, в некоторых случаях это даже может сыграть положительную роль в развитии ребенка. А значит это только то, что мать ребенка имеет возможность качественно улучшать его эмоциональное развитие.

Открытию факта внутриутробного формирования личности способствовал ряд открытий, среди которых открытие существования системы общения между матерью и новорожденным ребенком, названной «привязанностью» .

Что важно, сделанные открытия по-новому объясняют роль присутствия любящего мужа рядом с беременной женщиной. Для нее общение с ним является постоянным источником эмоциональной поддержки и чувства защищенности, что, в свою очередь, передается ребенку.

Возвращаясь к теме о психологической травме рождения с точки зрения данных открытий, становится очевидным, что для ребенка очень важно родиться в теплой, душевной обстановке, рождающей чувства безопасности и защищенности.

Однако все эти открытия не означают, что ребёнок в утробе матери обладает полностью сформированной эмоциональной и психической базой. Он не может понять тонкости разговора взрослых людей, однако он понимает этот разговор с точки зрения эмоций, улавливая малейшие изменения, не ограничиваясь сильными и ярко выраженными, такими как любовь или ненависть, но также распознавая такие эмоции, как неуверенность или двойственность чувств.

Ребенок в утробе матери является очень способным учеником. Одним из главных источников информации для него являются его чувства. Так, например, если мать ребенка курит – он испытывает негативные эмоции (предположительно это связано с тем что во время курения ему недостает кислорода). И даже если мать будет просто думать о курении, у ребенка будет наблюдаться волнение (учащенное сердцебиение, повышенная активность) – так называемый условный рефлекс на негативное событие.

Другим источником информации для ребенка является речь. Не секрет, что у каждого человека индивидуальный ритм речи. И доказано, что источником рисунка речи человека является речь его матери, звучание которой он копировал. Причем процесс обучения начинается еще в утробе матери, это доказывается тем фактом, что ребенок движется в ритм ее речи. Младенец в возрасте 4–5 месяцев обладает хорошо развитым слухом и может различать не только голоса родителей, но и музыку. Если включить спокойную музыку, то даже достаточно беспокойный ребенок успокоится, в случае с быстрой и громкой музыкой будет наблюдаться резкое изменение поведения плода в сторону повышения его активности.

Доктором Домиником Пурпура , профессором медицинского колледжа Альберта Эйнштейна, являющимся главой секции исследования мозга Национальных институтов здоровья, было указано точное время формирования личности ребенка в утробе матери – это период между 28-й и 32-й неделями беременности. Начиная с этого периода, информация поступает в мозг и передается отдельным частям тела. Несколькими неделями позже сигналы мозга ребенка становятся более ярко выражены и могут быть зафиксированы приборами, позволяющими определить, когда ребенок спит, а когда бодрствует.

Рождение ребенка резко вносит в его мироощущения новые эмоции, новые впечатления, зачастую не всегда приятные. И то, как поведет себя ребенок в первые минуты после рождения, в большинстве случаев покажет, каково будет его поведение в дальнейшей жизни. Так, ребенок, родившийся и оказавшийся в руках акушера, может развернуться, а может остаться в позе эмбриона, привычной ему по утробе матери. В первом случае ребенок будет активным и деятельным, а во втором – будет психологически замыкаться и отстраняться. Для ослабления кризисности перехода из пренатального в перинатальный период развития необходимо создать условия при рождении и сразу после него близкие к тем, что были у ребенка в последние девять месяцев: положить его сразу после рождения на живот матери, после чего в ванну с теплой водой и т. д.

Психология возрастного развития – это отрасль знаний, рассматривающая динамику возрастных изменений. В психологии возрастного развития выделяют 2 типа развития: преформированный , непреформированный .

Преформированный тип развития – развитие, при котором заранее заданы и закреплены те стадии, которые организм пройдет в течение некоторого времени, например, эмбриональное развитие.

Непреформированный тип – это такой тип развития, когда процесс задан не изнутри, а извне.

Развитие происходит благодаря влиянию окружающей среды на организм.

Эволюционное изменение психики – это длительное и достаточно медленное развитие, в результате которого происходят устойчивые изменения организма, обогащается словарный запас человека.

Революционные изменения – это быстрые, глубокие преобразования психики и поведения человека. Происходят во время возрастных кризисов, сопутствуют им.

Ситуационные изменения – это быстрые, но недостаточно устойчивые изменения психики и поведения, требующие подкрепления. Бывают организованные и неорганизованные.

Организованные – предполагают разработку оказания обучающего влияния на человека, осуществляются в системе и носят целенаправленный характер.

Неорганизованные ситуационные изменения носят, как правило, случайный характер и не предполагают системной работы по обучению и воспитания.

В ситуационных изменениях особую роль играют психотрав-мирующие обстоятельства, накладывающие значительный отпечаток на изменение личности.

Детское развитие – непреформированный тип развития. Это качественно своеобразный процесс, который определен той формой развития общества и непосредственно окружающего ребенка социума, в котором ребенок находится.

Движущие силы психического развития – это факторы, которые определяют поступательное развитие ребенка. Эти факторы являются причинами и содержат в себе побудительные энергетические источники развития.

Условия психического развития – это внутренние и внешние постоянно действующие факторы, которые влияют на процесс развития, направляя его ход и формируя динамику и конечный результат.

Законы психического развития – это общие и частные закономерности, с помощью которых можно описать психическое развитие и опираясь на которые можно управлять ходом психического развития.

Л. С. Выготский отмечал, что разные стороны психической деятельности ребенка развиваются неравномерно. Например, речевое развитие бурно происходит в раннем детском возрасте, а логическое мышление развивается в подростковом возрасте.

Закон метаморфозы детского развития заключается в том, что развитие не сводится к количественным изменениям психики, оно представляет собой цепь качественных изменений.

Закон цикличности заключается в том, что возраст как стадия развития представляет собой определенный цикл, каждый цикл имеет свое содержание и свой темп.

По проблеме развития мнения большинства зарубежных и отечественных психологов расходятся. Многие зарубежные психологи, например, Ж. Пиаже , считают, что обучение ориентируется на развитие, т. е. при обучении необходимо исходить из того, что ребенок осваивает информацию в соответствии с уровнем развития познавательных процессов в данный период времени. Соответственно, нужно давать ребенку то, что он может «взять».

В отечественной психологии взгляд на проблему соотношения обучения и развития принципиально иной. Л. С. Выготский говорил о ведущей роли обучения в процессе развития, т. е. он отмечал, что обучение не должно плестись в хвосте развития. Оно должно несколько опережать его.

Обучение Выготский характеризовал как общественный момент развития, имеющий всеобщий характер.

Также он выдвигал теорию (идею) о существовании уровня актуального развития и зоны ближайшего развития.

Под понятием развития Л. С. Выготский понимал процесс формирования человека или личности и возникновения на каждом этапе развития новых качеств, специфичных для человека и подготовленных ходом предыдущего развития. Следует отметить, что данные качества существуют в готовом виде на предыдущих ступенях развития, для них есть предпосылки.

Основоположником исследования эволюционного развития всего живого и конкретно человека является Ч. Дарвин . На основе его учения был разработан закон о том, что онтогенез есть краткое повторение филогенеза. Дж. Холл перенес данный закон на человека, на его психику. Человек в течение своей жизни повторяет все стадии развития человечества. В рамках этого работали Ф. Гетчесон , В. Штерн и другие ученые.

Ф. Гетчесон в качестве основного критерия использовал способ добывания пищи. Он считал, что ребенок на протяжении жизни проходит все стадии развития человечества: собирательства, земледелия, одомашнивания животных, строительства жилища и торгово-экономическую стадию.

В. Штерн ориентировался на овладение человеком определенным культурным уровнем. Он отмечал, что человек на первоначальном этапе своего развития напоминает млекопитающих, на следующей стадии – обезьяну, затем он овладевает культурными навыками и к началу обучения становится культурным человеком. Данную теорию критиковали за то, что негуманно заставлять человека повторять все стадии развития человеческого общества. Ее критиковали и за то, что она умозрительна, т. е. основана на внешнем сходстве. Тем не менее, теория рекапитуляции – это первая попытка создать эволюционную теорию.

Представителями нормативного подхода являлись Н. Гейзелл и У. Термел .

На основе многолетнего исследования особенностей социальной адаптации детей, их речевого развития и ряда других показателей с помощью специального оборудования, кино, видео, а также непроницаемого зеркала Гейзелла были составлены психологические портреты отдельных возрастных групп и определены нормативные показатели психического развития.

Термел исследовал детей-вундеркиндов. Сторонники нормативного подхода положили начало становлению детской психологии как нормативной дисциплины. Они проследили динамику развития психических функций ребенка с раннего детства до юношеского периода, до наступления взрослости.

Большой интерес представляет теория трех ступеней детского развития К. Бюллера . Фактически, теория Бюллера представляет собой своеобразную иерархию отдельных компонентов детского развития. На первой ступени стоит инстинкт , на второй ступени – дрессура (навыки) , третья ступень – интеллект . В рамках этой теории обнаруживается сочетание внутренних биологических факторов (задатков) и внешних условий.

К. Бюллер считал, что определяющими для развития человека являются:

1) усложнение взаимодействия с окружающей средой;

2) развитие аффективных процессов;

3) созревание мозга.

Под развитием аффективных процессов Бюллер понимал возникновение и переживание человеком удовольствия.

На первой ступени удовольствие приносит выполненная деятельность. Например, младенец получает удовольствие после кормления.

На второй ступени (дрессура) ребенок получает удовольствие в процессе деятельности. Например, ребенок получает удовольствие от сюжетно-ролевой игры.

На третьей ступени (интеллект) человек получает удовольствие от предвосхищения деятельности. Основная тенденция: в процессе развития наблюдается переход удовольствия от конца к началу действия.

Теорию Бюллера критиковали за необоснованность описанных ступеней и критерия их выделения. Фактически, изучая развитие в рамках зоопсихологии, Бюллер перенес его и охарактеризовал по тому же принципу детское развитие.

Постепенно в процессе развития происходит социализация личности. Этот процесс экспериментально изучался многими психологами.

Социализация – процесс и результат усвоения и активного воспроизводства индивидом социального опыта, осуществляемый в общении и деятельности. Социализация может происходить как в условиях стихийного воздействия на личность различных обстоятельств жизни, имеющих иногда характер разнонаправленных факторов, так и в условиях образования и воспитания целенаправленного, педагогически организованного, планомерного процесса и результата развития человека, осуществляемого в интересах его и (или) общества, к которому он принадлежит. Воспитание является ведущим и определяющим началом социализации.

Понятие «социализация» было введено в социальную психологию в 40-50-е гг. XX в. в работах А. Бандуры , Дж. Кольмана и др. В разных научных школах это понятие получило различную интерпретацию: в необихевиоризме оно трактуется как социальное учение; в школе символического интеракционизма – как результат социального взаимодействия; в гуманистической психологии – как самоактуализация.

Явление социализации многоаспектное, и каждое из указанных направлений акцентирует внимание на одной из сторон изучаемого феномена. В российской психологии проблема социализации разрабатывалась в рамках диспозиционной концепции регуляции социального поведения, в которой представлена иерархия диспозиций, синтезирующих систему регуляции социального поведения в зависимости от степени включенности в общество.

Формирование ценностных ориентиров также является сложным процессом, зависящим от многих факторов, причем как внутренних, так и внешних. Ценностные ориентации – отражение в сознании человека ценностей, признаваемых им в качестве жизненных стратегических целей и общих мировоззренческих ориентиров. Понятие ценностных ориентаций было введено в послевоенной социальной психологии как аналог философского понятия ценностей, однако четкое концептуальное разграничение между этими понятиями до сих пор отсутствует. Хотя ориентиры рассматривали как индивидуальные формы репрезентации надындивидуальных ценностей, понятия ценностей и ценностных ориен-таций различались либо по параметру «общее-индивидуальное», либо по параметру «реально действующее – рефлексивно сознаваемое» в зависимости от того, признавалось ли наличие индивидуально-психологических форм существования ценностей, отличных от их присутствия в сознании. Сейчас более принятым является восходящее к К. Клакхону определение ценностей как аспекта мотивации, а ценностных ориентиров – как субъективных концепций ценностей или разновидностей аттитюдов (социальных установок).

Основу умственного развития в раннем детстве составляют формирующиеся у ребенка новые виды действий восприятия и мыслительных действий. Этот период насыщен впечатлениями. Ребенок активно познает мир, и наиболее яркие образы откладываются у него в памяти. Поэтому очень развита и богата фантазия. Дети любят слушать сказки, они развивают их воображение. Чуть позже они сами стараются их сочинять. Они воспроизводят когда-то увиденный образ сами, не осознавая этого, при этом думая, что сочиняют сами. Детские сочинения целиком строятся на памяти, но при этом ребенок комбинирует образы, вводит новые.

В это время у ребенка начинает формироваться характер, т. е. некоторые черты характера. В психологии характер определяют следующим образом.

Из книги Педагогика: конспект лекций автора Шарохина Е В

ЛЕКЦИЯ № 32. Законы и закономерности процесса обучения Законы в педагогике – это результаты познания процесса обучения, выраженные в неких теоретических постулатах. Выделим законы, которые наиболее четко и ясно сформулированы и отмечаются И. Я. Лернером, В. И.

Из книги Деловая психология автора Морозов Александр Владимирович

Лекция 4. Психика и ее развитие Психология как наука изучает психику человека (специальная отрасль психологии – зоопсихология изучает психику животных).Психика – это отражение предметов и явлений объективной действительности, представляющее собой функцию

Из книги Перинатальная психология автора Сидоров Павел Иванович

6.2. Морально-этические аспекты вмешательства в пренатальное развитие Наблюдение за состоянием беременной женщины и ее плода преследует двойную цель – достижение благоприятного результата как для матери, так и для ребенка. В свете современного развития перинатальной

Из книги ПСИХОАНАЛИТИЧЕСКИЕ ТЕОРИИ РАЗВИТИЯ автора Тайсон Роберт

РАЗВИТИЕ ОБЪЕКТНЫХ ОТНОШЕНИЙ В ТЕОРИИ ФРЕЙДА Фрейд указывал, что восприятие значимости других людей и неудачи в отношениях с ними определяют природу, характер и функционирование внутрипсихических структур. Ранее, в 1895 году, он заявил, что опыт вознаграждения и

Из книги Психология труда: конспект лекций автора Прусова Н В

ЛЕКЦИЯ № 9 Организационное развитие 1. Понятие организационного развития Организационное развитие – необратимое, направленное и закономерное изменение во времени, что является объективным процессом, независимым от желания или нежелания членов трудового коллектива.

Из книги Полночные размышления семейного терапевта автора Витакер Карл

Переезд в Мэдисон: развитие теории семейной терапии В 1965 году мне представилась возможность переехать в другой университет - сладкая возможность бегства. Это был не только шанс убежать от накопившихся профессиональных проблем; для моей собственной семьи пришло время

автора Каратьян Т В

ЛЕКЦИЯ № 2. Возрастное развитие человека Возрастная психология как научная дисциплина в России начала складываться в середине ХХ в. Получившая распространение идея воспитания, построенного на знании законов духовного и телесного развития человека, выдвинула на первый

Из книги Психология развития и возрастная психология: конспект лекций автора Каратьян Т В

ЛЕКЦИЯ № 9. Развитие памяти у детей-дошкольников Память – это особенность человека, которая определяется способностью накапливать, хранить и воспроизводить полученный опыт и информацию; способность воспроизводить события, произошедшие в прошлом с уточнением места,

Из книги Психология развития и возрастная психология: конспект лекций автора Каратьян Т В

ЛЕКЦИЯ № 14. Развитие речи ребенка Одним из главных умений, которым необходимо овладеть ребенку при познании речи, – это умение комбинировать слова. Многие исследователи, например, Кольцова, Рыбников, Гвоздев, Люблинский, отмечают как характерный этап развития детской

автора Фромм Эрих Зелигманн

Развитие теории инстинктов Последней важной разработкой Фрейда была его теория инстинктов жизни и смерти. В 1920 г. в труде «По ту сторону принципа удовольствия» Фрейд приступил к основательной ревизии всей своей теории инстинктов. Он отнес свойства инстинктов к

Из книги Теория Фрейда (сборник) автора Фромм Эрих Зелигманн

Из книги Терапия нарушений привязанности [От теории к практике] автора Бриш Карл Хайнц

Развитие понятий теории привязанности3

Из книги Радуга характеров. Психотипы в бизнесе и любви автора Карнаух Иван

Из книги Теория семейных систем Мюррея Боуэна. Основные понятия, методы и клиническая практика автора Коллектив авторов

Развитие теории семейной психотерапии Начало «семейному движению» в психиатрии было положено в 1950-е годы несколькими психиатрами, которые работали независимо несколько лет до того, как начали получать информацию друг о друге. В нескольких статьях (Bowen, 1966; Bowen, 1971; Bowen, 1975)

Из книги Демография регионов Земли. События новейшей демографической истории автора Клупт Михаил

3.3. Демографическое развитие региона в зеркале теории Демографическая история стран ЦВЕ была, среди прочего, и эмпирической проверкой двух больших теоретических построений. Одно из них восходило к знаменитому тезису К. Маркса: «Всякому исторически особенному способу

Из книги Величие и ограниченность теории Фрейда автора Фромм Эрих Зелигманн

Пренатальный период обычно длится в среднем 266 дней. Он делится на три стадии: герминальный период, эмбриональный период и фетальный период. Герминальный период характеризуется ростом зиготы и установлением первичной связи между зиготой и системой поддержки матери. Эмбриональный период длится с конца второй недели до конца восьмой недели. Этот период характеризуется быстрым ростом, установлением плацентарных отношений с матерью, дифференциацией в ранней структурной форме основных органов и появлением узнаваемых очертаний человеческого тела (См Приложение 2, таблица 1 ).

Фетальный период начинается с девятой недели и длится до рождения. Во время этого периода дифференциация основных систем органов продолжается, и органы сами начинают выполнять свои специализированные функции.

Среда оказывает влияние на развитие организма от процесса зачатия и продолжает влиять на всем протяжении пренатального развития.

Рассмотрим некоторые внешние факторы, оказывающие влияние на развитие плода.

Многие лекарства и химические агенты могут проникать через плаценту и поражать системы плода. Если установлено, что данное лекарство безвредно для женщины, оно может наносить вред плоду. Современная медицина считает, что беременные женщины не должны принимать лекарства, если только это не вызвано серьезной угрозой для здоровья и прием лекарств должен осуществляться под контролем лечащего врача.

До недавнего времени считалось, что употребление алкоголя в период беременности в небольших дозах не вредит развитию плода. Однако размеры допустимой дозы и сроки наступления у плода критического периода в отношении влияния алкоголя на развитие не выявлены до сих пор. Установлено, что существует корреляция между количеством потребляемого алкоголя во время беременности и тяжестью врожденных дефектов. В ходе исследований было установлено, что чем больше мать употребляла алкоголя, тем более низкий уровень интеллекта и моторной координации наблюдается у ее ребенка в возрасте 4 лет, а когда такой ребенок достигает 7 лет, проблем с его способностью сосредоточить внимание и обучаться становится все больше.

Вдыхаемые при курении продукты сгорания табака проникают через плаценту, возрастает частота сердечных сокращений у плода. Среди матерей, злоупотребляющих курением, высок риск преждевременных родов, недостаточного веса новорожденного (примерно на 200 грамм меньше, чем у некурящих матерей), выкидышей и детской смертности. Шведскими учеными было установлено, что курение матери увеличивает риск синдрома внезапной младенческой смерти в 2 раза, и чем больше курит мать, тем этот риск выше. Чем больше сигарет в день выкуривает мать, тем меньше размеры ее будущего ребенка. Это отставание в росте может сохраняться на протяжении нескольких лет после рождения. Курение во время беременности также может приводить к врожденным уродствам, неонатальной пневмонии.



Многие химические вещества в составе среды могут быть вредными для плода, однако беременная женщина практически не может контролировать эти условия. Исследования широкого спектра возможных влияний средовых токсинов, включая пищевые консерванты, инсектициды и даже косметические препараты и красители для волос, на развитие плода ведутся непрерывно.

Многие болезни, очевидно, не оказывают влияние на развитие плода. Например, большинство бактерий не проникает сквозь плаценту, так что даже серьезное бактериальное заражение матери может не иметь никаких последствий для развития плода. С другой стороны, многие вирусы, преодолевают плацентарный барьер.

Из многообразия материнских факторов, оказывающих влияние на развитие плода, особого внимания заслуживают три: резус-фактор, стресс и возраст матери.

Если кровь матери резус-отрицательная, а кровь ее ребенка – резус-положительная (приблизительно 1 из каждых 200 беременностей), это грозит опасностями. Часть крови плода проникает в кровеносную систему матери, материнский организм начинает вырабатывать антитела, которые проникают обратно в организм плода и атакуют клетки его крови. Накапливание антител в организме матери происходит достаточно медленно и такое положение не наносит вред первой беременности, но последующие беременности с резус-положительным плодом может поднять уровень антител до критической точки, приводя к несовместимости. На современном этапе развития медицины такие женщины получают сразу после родов специальные препараты, которые нейтрализуют резус-положительные клетки крови и не возникает постоянная несовместимость.



Если беременная женщина находится в состоянии стресса, она выделяет различные гормоны в кровеносную систему, которые могут проникать сквозь плацентарный барьер и попадать в кровеносную систему плода. Женщины, находящиеся в хроническом стрессе чаще испытывают осложнения во время беременности и родов. Их дети рождаются с меньшим весом, имеют гиперактивность и постнатальные проблемы в адаптации.

Возраст матери может оказывать влияние на пренатальное развитие ребенка. Случаи пренатальных дефектов или аномалий встречаются чаще при первой беременности у женщин старше 35 и моложе 19 лет, чем у женщин от 19 до 35 лет. Однако современная медицина убеждена, что проблемы более зрелых женщин скорее являются результатом не их возраста, а тех присутствующих у них хронических болезней. Поэтому считается, что здоровая 30 или 40-летняя женщина может хорошо выносить беременность и она может родить здорового ребенка.

Процесс рождения - тяжелый, переломный момент в жизни ребенка. Недаром психологи говорят о кризисе новорожденности.

Рождаясь, ребенок физически отделяется от матери. Он попадает в совершенно иные условия: холод, яркая освещенность, воздушная среда, требующая другого типа дыхания, необходимость смены типа питания. Приспособиться к этим новым, чуждым для него условиям, ребенку помогают наследственно закрепленные механизмы - безусловные рефлексы.От рождения у ребенка присутствует много поведенческих систем, готовых к их применению, по крайней мере, насчитывают 27 рефлексов.

Это, прежде всего, система пищевых рефлексов. При прикосновении к углам губ или языку появляются сосательные движения, а все остальные движения тормозятся. Поскольку ребенок полностью сосредоточен на сосании, эта реакция была названа «пищевым сосредоточением» (См Приложение 2, таблица 2).

Среди безусловных рефлексов выделяются защитные и ориентировочные. Некоторые рефлексы являются атавистическими - они получены в наследство от животных предков, но бесполезны для ребенка и вскоре исчезают. Так, например, рефлекс, называемый иногда «обезьяньим», пропадает уже на втором месяце жизни. Новорожденный схватывает палочки или пальцы, вложенные в его ладони, так же цепко, как и дитя обезьяны, держащееся за материнскую шерсть при передвижении. Такое «цепляние» настолько сильно, что ребенка можно поднять и он какое-то время висит, выдерживая вес собственного тела. В дальнейшем, когда ребенок
научится схватывать предметы, он уже будет лишен такой цепкости рук.

Также выделяют рефлекс Моро, поисковый рефлекс, сосательный рефлекс, рефлекс Бабинского, рефлекс ходьбы и другие.

К концу первого месяца жизни появляются и первые условные рефлексы. В частности, ребенок начинает реагировать на позу кормления: как только он оказывается в определенном положении на коленях матери, у него возникают сосательные движения. Но в частности, ребенок начинает реагировать на позу.

Условные рефлексы появляются при сочетании первоначально незначимого условного раздражителя с раздражителем безусловным (вызывающим безусловный рефлекс). Например, ребенок, видя в окне проходящий мимо автобус, вдруг слышит удар грома, пугается и начинает плакать. В следующий раз, когда он видит автобус, он снова испытывает чувство страха. В целом образование условных рефлексов характерно для более позднего времени.

До середины 20 века психологи считали, что новорожденные неспособны к организованному, произвольному поведению. Нередко внутренний мир новорожденного характеризовали как поток неоформленных зрительных и звуковых впечатлений. Сейчас уже известно, что новорожденные способны к организованным, предсказуемым реакциям и более сложной психической деятельности, чем было принято считать ранее. Они уже имеют определенные предпочтения и обладают поразительной способностью к научению. Новорожденные являются активными человеческими существами, которые хотят понять окружающий мир и участвовать в социальном мире.

Ребенок при рождении имеет ¼ часть веса мозга взрослого (300-400 гр), за первый год вес мозга удваивается, к 3 годам – утраивается. Остальная ¼ часть дозревает к 20 годам. На первом году жизни мозг ежедневно увеличивается более, чем на 1 грамм.

Психическая жизнь новорожденного, в основном, связана с подкорковыми центрами. Возникновение слухового и зрительного сосредоточения (2-3неделя) придает бодрствованию активный характер.

Показано, что с момента рождения у новорожденного существует примитивное единство сенсорных модальностей, которое позволяет зрению прогнозировать другие ощущения.

Дети рождаются с полным набором структур зрительного анализатора. Большинство этих структур еще не зрелы, но отдельные функции уже выполняются. С самых первых минут глаза новорожденного чувствительны к свету. Новорожденные в какой-то степени способны управлять движениями глаз и могут следить за объектом, который движется в поле их зрения. Они избирательно наблюдают за происходящим, явно предпочитая смотреть на сложные узоры. Их особенно привлекают края и контуры объектов, и кривые линии. Новорожденные также исключительно восприимчивы к человеческому лицу. Исследования показали, что двухнедельные дети отдают предпочтение материнскому лицу. Новорожденные способны воспринимать яркие, насыщенные цвета, такие как желтый, оранжевый, красный, зеленый и бирюзовый.

Новорожденные способны реагировать на широкий диапазон звуков. Уже на первом месяце они особенно чувствительны к звукам речи и среди прочих звуков, отдают предпочтение человеческому голосу. По-видимому, новорожденные способны к локализации источника звука, уже в первые дни они поворачивают голову на звук или голос. От низкочастотных звуков, как в колыбельных, новорожденные успокаиваются, а в ответ на высокочастотные (писк, свист) возбуждаются.

Органы вкуса и обоняния функционируют с самого рождения. Шестидневный ребенок уже способен отличить запах своей матери от запаха другой женщины. Чувство боли также развито у новорожденных.

В настоящее время специалисты склоняются к мнению, что органы чувств ребенка генетически запрограммированы на совместную работу. Уже после рождения дети начинают связывать между собой зрительные, слуховые и тактильные ощущения.

Сразу же после рождения у ребенка присутствует особый вид запоминания – импритинг (запечатление), основанный на повышенном содержании в крови ребенка бета-эндорфинов, что способствует высокой впечатлительности новорожденного. Именно поэтому считается полезным, чтобы первая встреча ребенка с родителями не откладывалась надолго.

Основная активность новорожденных это сон, они проводят от 16 и более часов во сне. Характер сна – полифазный.

Плач новорожденного – это врожденная, вынужденная реакция. Это основной способ коммуникации. Разные виды плача (каждый вид, варьирующийся по ритму, длительности и высоте) имеет разные значении от голода, дискомфорта, скуки и фрустрации до физической боли.

С первых дней жизни новорожденные различаются по своим реакциям на внешние стимулы, а также предъявляют индивидуальные различия в темпераменте.

Симптомы кризиса новорожденности: беспомощность, социальная опосредованность, сохранение биологического единства с матерью.

Полная зависимость от взрослого определяет социальную ситуацию развития новорожденного.

Ведущая деятельность – физиологические отправления.

Новообразования периода: активное бодрствование, перцептивная память.

Центральное новообразование – комплекс оживления (улыбка, вокализация и двигательная активность навстречу взрослому). С улыбки начинается развитие средств общения со взрослым.

Критерием перехода от стадии новорожденности к стадии младенчества является комплекс оживления, который проходит три стадии:

1. Улыбка (В исследованиях М.И. Лисиной установлено, что с возрастом улыбка ребенка меняется.Первые улыбки с растягиванием рта, но без размыкания губ, в развитом комплексе оживления улыбка оживленная, широкая, с открыванием рта и с оживленной мимикой).

2. Улыбка и гуление (ребенок гулит, гукает, лепечет, вскрикивает навстречу взрослому).

3. Улыбка, гуление и двигательное оживление (Открывается комплекс оживления поворачиванием головы, скашиванием глаз на взрослого, слабыми движения рук и ног, в развитом комплексе отмечаются энергичные повторные прогибания спины («мостики») со столь же энергичным выпрямлением, а также шагающие движения ножками, вскидывание, размахивание и опускание ручек).