ГЛАВНАЯ Визы Виза в Грецию Виза в Грецию для россиян в 2016 году: нужна ли, как сделать

Краткое содержание сказки елка. Школьное чтиво: "Елка"

Михаил Зощенко - известный русский писатель, чьи произведения были написаны в жанре сатиры и направлены на изобличение мещанства и буржуазии. Наиболее известным его творением является цикл маленьких рассказов про Лельку и Миньку. Ниже будет представлено краткое содержание "Елки" Зощенко.

Действующие лица

Главными героями "Елки" Зощенко являются брат и сестра - Минька и Лелька. Девочка была старше, и в период описываемых событий ей было 7 лет. По своему характеру она была весьма энергичной девочкой. А брат Минька был ее младше, и он стремился все повторять за своей взрослой сестрой. Кстати, рассказ "Елка" Зощенко - автобиографичный, это вызывает еще больший интерес к произведению, потому что позволяет узнать автора лучше.

В преддверии праздника

Краткое содержание "Елки" Зощенко следует начать с того, что Минька (от его лица и ведется повествование), уже будучи взрослым, вспоминает один случай с елкой. Ему было пять лет, и с этого возраста он уже запоминал все праздники. Конечно, и до этого ему показывали елку, но он этого еще не запоминал. Мальчик ждал праздника и даже подглядывал за приготовлениями. Однажды, когда их мама была на кухне, Леля предложила брату сходить и посмотреть на елку.

Она была очень красивая: на ней висели конфеты, яблоки, пастила, орехи и другие украшения, а под ней лежали красиво упакованные подарки. И, глядя на все это великолепие, девочка кое-что придумала.

Что предложила Леля?

Важным эпизодом в кратком содержании "Елки" Зощенко является предложение девочки не открывать подарки, а лучше съесть что-нибудь вкусное. Брат поддерживает сестру, и она моментально съедает одну пастилу. Минька откусывает маленький кусочек яблока.

Тогда Леля решает съесть не только пастилу, но и одну конфету. Она была высокого роста, поэтому могла достать до самых "вкусных" украшений. Минька же был маленького роста и мог дотянуться только до яблока. Примечательным является то, что он изменяет имя сестры, добавляя к нему увеличительный суффикс ("Лелище"), намекая на ее рост.

Леля поддразнивает брата, говоря, что она съест пастилу, орех и возьмет себе еще и хлопушку. Минька чуть не заплакал от обиды. Он решает пододвинуть к елке стул, чтобы дотянуться до других сладостей. Но стул падает на мальчика, он поднимает его, но тот снова падает, теперь уже прямо на подарки.

Леля говорит, что брат отломил руку фарфоровой кукле. Тут они услышали, как к двери подходит мама, и убежали в другую комнату. Сестра говорит брату, что мама наверняка его накажет. Минька хотел заплакать, но в этот момент к ним пришли гости.

Последствия проделки

Приходят дети вместе со своими мамами. Их всех зовут подойти к елке, где им говорят, что будут давать подарок и сладкое угощение. И вот доходит очередь до яблока, покусанного Минькой. Леля говорит, что это сделал мальчик. В ответ брат говорит, что это сестра научила его.

Мама решает поставить девочку в угол, а мальчику, которому досталось это яблоко, отдает паровозик, предназначавшийся Миньке. Ему стало так обидно, что он больно ударил мальчика. Мама этого мальчика назвала Миньку разбойником, но за него вступилась его маменька. Тем временем, одной девочке достается кукла со сломанной рукой. Мамы с детьми обиделись на хозяев дома и ушли.

Главным моментом в кратком содержании "Елки" Зощенко является то, что отец детей не вступился за них, как мама, а, наоборот, сказал, что не хочет, чтобы его дети выросли избалованными. Он сказал, что они останутся без сладкого на год, а подарки потом отдаст гостям.

С тех пор писатель больше никогда не съел ни одного чужого яблока и не обижал тех, кто слабее его. Этот небольшой рассказ учит детей, что никогда нельзя брать чужие вещи, а взрослым показывает, что иногда нужно проявить строгость в воспитании, чтобы дети выросли хорошими людьми.

Название произведения: Ёлка

Год написания: 1932

Жанр произведения: рассказ

Главные герои: Минька и Лёля - брат и сестра

Зощенко был одним из самых популярных писателей своего времени, краткое содержание рассказа «Ёлка» для читательского дневника показывает суть его творчества, основанного на детских воспоминаниях.

Сюжет

Накануне новогоднего праздника пятилетний Минька и семилетняя Леля пробрались в комнату с ёлкой. Родители готовились к приему гостей и не заметили, что дети там. Мама украсила ёлку сладостями - яблоками, конфетами, пастилками, орешками и разложила под ней подарки для детей гостей. Минька и Лёля решили попробовать по одной сладости. Минька был меньше ростом и поэтому смог достать только до яблока. Лёля же легко взяла пастилу с верхних веток. Во второй и в третий раз Минька опять не достал ничего, кроме яблока, а его сестра брала самые вкусные конфеты. Мальчик разозлился и решил достать до верхних веток с помощью стула, но уронил его на подарки и сломал куклу, предназначенную для гостей. Когда пришли гости, родители стали раздавать их детям сладости с ёлки и дарить подарки. Одному из мальчиков чуть не досталось надкусанное яблоко. Гости обиделись и стали ссориться с хозяевами дома. Мать Миньки и Лёли поняла, что ее дети разорили ёлку, подарила обиженному мальчику игрушечный паровоз, предназначенный Миньке, и вернула все подарки, которые принесли гости. Миньку и Лёлю наказал отец, заперев в комнате.

Вывод (моё мнение)

Минька, от лица которого идет рассказ, испытал очень сильный стыд в тот вечер, когда родители отругали их. Это переживание отразилось на его личности, и он больше никогда не трогал чужого. Этот рассказ учит быть терпеливым, думать о других и не поддаваться злости. Ведь необдуманные и легкомысленные поступки могут причинить боль другим людям и испортить всем настроение.

Михаил Зощенко - замечательный русский писатель, печальный человек и большой юморист. Как ни странно, такое встречается. Он писал произведения и для взрослых, которыми зачитывались, когда они выходили из печати, и рассказы для детей. Наиболее известен цикл «Леля и Минька» (в нем восемь коротеньких произведений), созданный между 1937 и 1945 годами. Его открывает у Зощенко «Елка». Краткое содержание будет представлено ниже.

В преддверии праздника

Это рассказ-воспоминание о том, что происходило лет тридцать пять тому назад, когда рассказчику было пять лет. Свои первые ёлки, когда ему было годика три, он не помнит. Видимо, мама подносила его к наряженному деревцу, и он черными глазками его рассматривал. Но в пять-то лет он уже хорошо знал и понимал, что стоит за словом елка, и всегда нетерпеливо ждал радостного праздника. И даже, чуть приоткрыв дверь, тайно смотрел за действиями мамы.

Что предложила Леля

Леля была старше Миньки на два года. Значит, ей уже исполнилось семь лет, и она могла придумать что-то заманчивое и к тому же запретное, до чего бы сам Минька не додумался.

Лелька предложила пойти в комнату с елкой, пока мама занята на кухне.

Комната с елкой

Входят и видят - стоит очень нарядная и красивая елка. Под ней лежат подарки, а на самой елке висят игрушки и всякие вкусности. Такую манящую красоту описывает Зощенко. «Елка», краткое содержание рассказа, продолжает рассматриваться. Лелька и говорит: «Подарки мы смотреть не станем, а лучше попробуем пастилу». Быстро подходит к елке и делает «ам» - и нет одной пастилы. Минька не отстает, но дотягивается только до яблочка и откусывает от него кусочек. Лелька продолжает. Она хватает вторую пастилу и съедает ее и еще берет конфету. Так началось разорение елки, как его описывает Зощенко. Елка, краткое содержание об этом говорит, мало-помалу стала терять свою красоту. Минька был маленького роста, а Лелька - долговязой девчонкой, поэтому мальчик мог дотянуться только до одного яблочка, а Лелька - достать все, что ей хотелось. С трагическим юмором продолжает описание Зощенко. Елка, краткое содержание об этом сообщает, превратилась из красавицы с новенькими игрушками в страшилку с объеденными пастилками, надкусанным яблоком и сломанной куколкой. И Лелька зловредно говорит братику, что его за такие дела накажут. И они спрятались в другой комнате.

Гости пришли

Мама позвала всех, пришедших на праздник к елке, и своих любимых благоразумных деток и стала раздавать подарки. Детей с родителями собралось много и все заранее радовались предстоящим подаркам. Мама Лели и Миньки снимала их с елки и вручала каждому.

Вот она дошла до и сломанной куколки. И тут разразился скандал. Потому что девочка не хотела получить сломанную игрушку. А кому приятно получить объедки от яблока? Мама очень рассердилась и пообещала поставить Лельку в угол, а Миньке не дарить приготовленный для него паровозик. Но гости продолжали возмущаться и даже сказали, что больше никогда не придут в этот дом. Тут появился папа, когда все разошлись, и возмутился тем, что его дети безобразно воспитаны и им трудно придется в жизни. Так заканчивает рассказ М. Зощенко «Елка», краткое содержание которого здесь представлено.

Короткий рассказ «Елка» входит в детский цикл «Леля и Минька», который создавался Зощенко в конце 1930−начале 1940-х годов. Эти произведения не так просты, как может показаться на первый взгляд. В середине 1930-х Зощенко посещал психотерапевта, вел записи своего психического состояния, а также изучал труды Зигмунда Фрейда. Именно в тот период, когда писатель читал тексты основателя психоанализа, посвященные младенческим и детским травмам, на свет появился его первый автобиографический рассказ «Елка».

В этом контексте особого упоминания достоин сборник Фрейда «Психоанализ детских неврозов» (1925). Книга включает в себя три работы. Среди них – «Из истории одного детского невроза». Ее главный герой – пациент Фрейда, русский по имени Сергей Константинович Панкеев. Описания детства в произведениях цикла «Леля и Минька», в том числе и в «Елке», частично похожи на описания детских лет Панкеева. Детские рассказы для Зощенко – возможность использовать накопленный психоаналитический материал.

С учетом всего вышесказанного интересен финал «Елки». Отец Лели и Миньки говорит, что хорошо помнит елку, которая была 35 лет назад, что с тех пор он «ни разу больше не съел чужого яблока и ни разу не ударил того, кто слабее». Дальше следует примечательная фраза: «И теперь доктора говорят, что я поэтому такой сравнительно веселый и добродушный». Это внезапное и как будто не совсем уместное упоминания докторов (возможно, имелись в виду психоаналитики) – хороший пример, доказывающий, что детские рассказы Зощенко предназначены не совсем для детей.

Композиционная схема

Как и другие произведения цикла «Леля и Минька», рассказ «Елка» строится по простой композиционной схеме. Сначала идет описание детского проступка. Дети едят угощения, висящие на елке, и портят несколько подарков. Потом следует наказание. После неудачно завершившегося праздника папа тушит огни на елке, отправляет Лелю и Миньку спать и обещает все игрушки отдать гостям. В финале проговаривается мораль в форме обращения рассказчика к детям – не есть чужого и не бить того, кто слабее.

Рассказчик и персонажи

В роли рассказчика выступает взрослый человек, который делится случаями из собственного детства. Между ним и Зощенко имеется сходство. В частности, у них совпадают имена и профессия (писатель). Несмотря на это, полного совпадения нет, ведь речь рассказчика отлична от речи автора.

Главные герои рассказа – брат и сестра. Мальчика зовут Минька, ему пять лет, и он «удивительно маленького роста». Его сестра – семилетняя Леля, которая «была очень такая высокая, длинновязая девочка». Она выступает в рассказе в качестве зачинательницы, съедая первую пастилку с елки. Если бы не ее инициатива, возможно, Минька просто полюбовался бы елочкой, не став ничего трогать.

Как многие братья и сестры Минька и Леля соперничают друг с другом. Кстати, не в последнюю очередь именно из-за этого соперничества их шалость обернулась большими неприятностями. Кроме того, Леля и Минька эгоистичны, им не хочется делится подарками с другими детьми. Минька вдобавок еще и позволил себе ударить пришедшего к ним в гости ребенка, который был младше его. За то, что у Лели и Миньки есть все эти недостатки, следует винить в первую очередь их родителей, так как они не дали детям должного воспитания.

Интересен образ мамы в произведении. Ее сложно назвать образцом для подражания. В поведении матери обнаруживается немало детского. Трудно сказать, кто ведет себя на празднике хуже, - мама или непослушные Леля с Минькой. Зато папа проявляет себя благоразумным человеком. Он понимает, что «такое воспитание» погубит его детей.

  • «Аристократка», анализ рассказа Зощенко

Главный герой рассказа Михаила Зощенко «Не надо врать» учится в приготовительном классе гимназии. Ему семь лет и родители называют его Минькой. У Миньки есть старшая сестра Леля, которая учится в той же гимназии. Однажды в гимназии с Минькой приключилась неприятная история. Учитель вызвал его к доске, рассказывать наизусть стихотворение. Но Минька это стихотворение не выучил, и учитель поставил ему в дневник единицу. Когда после уроков Минька показал дневник Леле, она сказала, что это плохо, и что папа не подарит Миньке фотоаппарат на день рождения. Леля предложила заклеить страницу с плохой отметкой, но Минька на это не согласился. В расстроенных чувствах он отправился из гимназии в парк и там долго сидел на скамейке. А когда Минька пошел домой, то понял, что забыл дневник в парке. Он вернулся, но дневника не нашел. Дома мальчик сказал папе, что потерял дневник.

И, услышав это «а», ученики тоже начинают визжать. Учитель истории машет на меня рукой. И ставит мне двойку. По окончании урока я бегу за учителем.

Я догоняю его на лестнице. От волнения я не могу произнести слово. Меня бьёт лихорадка. Увидев меня в таком виде, учитель говорит: – В конце четверти я вас ещё спрошу.
Натянем тройку. – Я не об этом, – говорю я. – Если вы меня ещё раз так вызовете, то я… я… – Что? Что такое? – говорит учитель. – Плюну в вас, – бормочу я. – Что ты сказал? – грозно кричит учитель. И, схватив меня за руку, тянет наверх, в директорскую.

Но вдруг отпускает меня. Говорит: – Иди в класс. Я иду в класс и жду, что сейчас придёт директор и выгонит меня из гимназии. Но директор не приходит. Через несколько дней учитель истории вызывает меня к доске.

Он тихо произносит мою фамилию.

Дай твою тарелку, я налью. Я не даю свою тарелку и не дотрагиваюсь до пирожков. Дедушка говорит моей маме: – Это плохой ребёнок. Он не понимает шуток.
Мама говорит мне: – Ну, улыбнись же дедушке. Ответь ему что-нибудь. Я сердито смотрю на дедушку. Тихо говорю ему: – Я больше к вам никогда не приеду… Я не виноват С идим за столом и кушаем блины.

Вдруг отец берёт мою тарелку и начинает кушать мои блины. Я реву. Отец в очках. У него серьёзный вид. Борода. Тем не менее, он смеётся.

Внимание

Он говорит: – Видите, какой он жадный. Ему для отца жаль одного блина. Я говорю: – Один блин, пожалуйста, кушай. Я думал, что ты все скушаешь.


Приносят суп. Я говорю: – Папа, хочешь мой суп? Папа говорит: – Нет, я подожду, когда принесут сладкое. Вот если ты мне сладкое уступишь, тогда ты действительно добрый мальчик. Думая, что на сладкое клюквенный кисель с молоком, я говорю: – Пожалуйста.

Анализ цикла рассказов "леля и минька" зощенко м.м.

На это Павлик ответил, что сам проводит милиционера до своего дома. Там им встретилась мама Павлика. Она удивилась тому, что сын находится на улице, и отвела его домой.

Инфо

Как раз проснулась бабушка и сообщила, что Павлик вел себя хорошо и не мешал ей спать.Но мама сказала ей, что Павлик выходил один на улицу. Детский час Этот цикл повествует о самых обыкновенных шалостях и переживаниях детства, подобно лучшим книгам для детей, способным и взрослым доставить удовольствие.


Через искус­ное сплетение таких фундаментальных мотивов, как Семь смертных грехов и Десять заповедей, автор представляет эпи­зоды из своего детства, прошедшего на рубеже веков. Автор тщательно избегает всяких языковых излишеств не только в своем повествовании, но и в речи персонажей, при этом ста­раясь сохранить колорит и дух времени.

One more step

На следующий день учитель, узнав о потерянном дневнике, выдал Миньке новый дневник, но в нем тоже была злополучная единица. Тогда Минька, разозлившись, забросил дневник за шкаф, который стоял в классе.

В итоге, ему выдали третий дневник, в котором стояла не только единица за стихотворение, но и двойка по поведению. Вечером Минька заклеил страницы с плохими отметками, как ему советовала Леля.

Отец, проверяя дневник, ничего не заметил. Но дело этим не кончилось. К ним домой пришла женщина, которая нашла в парке первый Минькин дневник.

Отец открыл его и увидел единицу. Он все понял, но не стал ругать сына. Он только сказал, что люди, которые врут, выглядят смешно.

А еще он сказал, что правда всегда выплывает наружу. После этих слов Миньке стало стыдно, и он признался, что забросил второй дневник с плохой отметкой за шкаф в классе.

Услышав это искреннее признание, отец обрадовался.