ГЛАВНАЯ Визы Виза в Грецию Виза в Грецию для россиян в 2016 году: нужна ли, как сделать

Соционика и другие типологии. Штирлиц и Есенин

Женщины – те же мужчины, только еще лучше.

(Андрей Кнышев)

Как мы уже не раз подчеркивали в нашей книге, соционика не замахивается на все традиции психологии, педагогики и социальной жизни. Знание человеком своего типа не отменяет необходимости получать образование, воспитывать детей, участвовать в социальной жизни, не стирает половых различий. Однако внедрение социального знания в культуру способно внести ряд существенных поправок в некоторые (весьма важные) социальные сюжеты и навсегда изменить систему приоритетов в них.


Полоролевые программы


Еще одним архаическим пережитком (не хуже идеи всестороннего развития личности) является идея доминирования мужчины во всех областях жизни, кроме, может быть, мытья посуды.

До сих пор необъяснимым казусом считается тот факт, что девочки чаще лучше сдают вступительные экзамены в вузы, а также сессии. Все объясняется исключительно их старательностью и усидчивостью.

Существует предубеждение, что женщины хуже справляются с руководящей работой и не могут организовать производственный процесс. Хотя с организацией сложной экономики семьи справляются именно женщины.

Считается, что мужчина лучше водит машину, а женщина только создает аварийные ситуации на дороге. Хотя мужчин, не понимающих, как устроен двигатель, сейчас не меньше, чем женщин. Зато совершенно точно известно, что последние реже выезжают на дорогу в нетрезвом виде.

Принято считать, что мужчина автоматически является главой семьи, хотя зачастую у него нет никаких оснований для этого. Женщине приходится играть в эту игру, чтобы сделать вид, что она соблюдает субординацию в семье. На самом деле у нее иногда просто нет другого выхода: возложить на него ответственность за семью она не может, потому что он не справится, а открыто объявить себя главой семьи она тоже не может, потому что это спровоцирует скандал.

Этот список можно продолжать бесконечно. И хотя каждый знает, что эти утверждения в половине случаев не соответствуют реальному положению дел, все равно эти устарелые догмы все еще в ходу.

Как ни странно, наряду с этими предубеждениями существует также ряд предрассудков прямо противоположного свойства, связанных с превосходством женщин в определенных областях жизни.

Например, считается, что психологически мужчина не настолько тонок, как женщина, он хуже разбирается в отношениях, не умеет строить и регулировать их в семье. На самом деле психологический дар не связан с полом, и все эти задачи вполне по плечу мужчине этического склада. Только зачастую в силу устоявшихся представлений он не берет их на себя.

Еще одно заблуждение касается того, что женщина лучше заботится о детях, понимает их чаяния и чувствует их потребности. Но, если задуматься, это тоже не связано с полом. Мужчина с развитой сенсорикой ощущений прекрасно справится с уходом за ребенком, причем гораздо лучше женщины-интуита.

Очень распространены легенды о женской интуиции. Якобы женщина шестым чувством воспринимает измену, опасность, возможную удачу, грядущие несчастья с близкими. А ведь, как мы знаем, интуиция тоже не связана с полом человека. Мужчинам вполне свойственны интуитивные прозрения, но общество фактически игнорирует это, допуская подобные явления только в научной области.

Вот так и получается, что когда в семье рождается ребенок, в основе его воспитания обычно лежат скрытые ожидания родителей, связанные, как правило, с полом.

Если это мальчик, предполагается, что он должен стать в итоге сильным, умным, доминирующим, успешным, в будущем взять на себя роль главы семьи.

При малейшем несоответствии этой программе – увлечении куклами, мечтами, лирическими историями, танцами, кулинарией и т. п. – мальчик обязательно услышит, что это не мужское дело. А если такой ребенок проявит чуть больше сострадания к другим или заплачет, то ему непременно скажут, что он раскис, как девчонка.

Если в семье растет девочка, от нее, как правило, ожидается интерес к своей внешности, эмоциональность, умение подчиняться, способность к сопереживанию, кулинарный талант. Чумазая девчонка в рваных джинсах, самозабвенно лазающая с мальчишками по деревьям и заборам, не раз услышит, что девочка не должна так себя вести.

Но раз такое регулярно случается, пора перестать упираться в старые догмы и признать, что как мальчики, так и девочки обладают качествами, никак не связанными с половыми различиями.


На самом деле


И теория, и практика соционики показывает, что ТИМ не зависит от пола. Сенсорно-логические мальчики и девочки демонстрируют хорошие способности к естественным и точным наукам, известную аккуратность и собранность, хорошую координацию движений, силу, волю, независимый характер, практичность в быту.

Интуитивно-этические дети склонны к фантазированию, некоторой отвлеченности, широте интересов, гуманитарной направленности, способности к сопереживанию, умению нравиться людям, а также проявляют неистребимый интерес к житейским ситуациям и отношениям между людьми.

Сенсорно-этические девочки и мальчики демонстрируют умение располагать к себе людей, упрямый характер, интерес к искусству, особенно в его прикладных аспектах, к литературе и театру, к психологической стороне жизни.

Интуитивно-логические дети проявляют себя как исследователи, обычно способны к учебе и находят интерес в естественных и точных науках. Их занимает история и перспективы развития, то есть прошлое и будущее. Они могут усваивать большой объем информации, систематизировать ее и успешно использовать.

Если, например, сравнивать девочку логического типа с мальчиком этического типа, то она, несомненно, будет успешнее его справляться с математикой, физикой, химией, информатикой. В любых спорах ей удастся более аргументировано отстаивать свою точку зрения, нежели ему. Девочки-логики обычно также более организованны и ответственны.

Преимущества мальчика-этика перед девочкой-логиком будут видны на уроках по гуманитарным предметам. Кроме того, он более гибко ведет себя при контактах с другими. Он умеет творчески использовать свое обаяние для достижения целей, умеет произвести впечатление своей природной тонкостью, дипломатичностью, врожденным шармом.

Интуитивный мальчик может испытывать трудности в присутствии девочки-сенсорика. Ему непросто доминировать, ведь она – решительнее и подчас сильнее физически. К тому же она лучше ориентируется в бытовых вопросах, быстрее осваивает практические навыки и потому испытывает превосходство над таким неприспособленным мальчиком.

Нужно понимать, что его преимущество заключается не в силе, а в той скорости, с какой он ориентируется в обстановке, в объемном, целостном видении любой проблемы, в проницательности и изобретательности, в умении предвидеть возможности, таящиеся в ситуации, заметить неожиданный поворот в решении той или иной задачи.

И это самые яркие из тех расхождений реальной жизни и традиционных ожиданий, с которыми мы сталкиваемся, но, конечно же, далеко не все.

Отрадно, что в современной культуре жесткость этих рамок несколько размыта. Сегодня, когда вокруг множество девушек получает высшее техническое образование и защищает диссертации по «мужским» специальностям, примеры Софьи Ковалевской и Марии Склодовской-Кюри уже не поражают воображение. И тем не менее такие предубеждения сохранились в сознании многих людей. Это оборачивается тем, что к детям без учета типа предъявляются неадекватные требования, что в подавляющем большинстве случаев порождает у них комплекс неполноценности.

С подачи прошлого современная культура связывает успешность восприятия той или иной информации с половыми различиями. На самом деле, как уже говорилось выше, ни эмоциональность, ни логические способности, ни воля, ни интуиция не связаны с полом. Осмысление и принятие этого факта лишит почвы еще одну шовинистическую идею, которая слишком надолго задержалась в нашей культуре.


Взаимные партнерские ожидания


Еще одна сторона этих псевдокультурных традиций проявляется в различных ожиданиях в сфере партнерских отношений. Подразумевается, что настоящий мужчина в паре должен проявить следующие качества:

– ум и предприимчивость (логика);

– стабильность и предсказуемость (рациональность);

– активность, контактность, экспансивность (экстраверсия).

Если перевести все эти качества на язык соционики, то получится описание типа ШТИРЛИЦ.

Женщине традиция приписывает следующие качества:

– сердечность и умение сопереживать (этика);

– тонкость (интуиция);

– гибкость (иррациональность);

– сосредоточенность на внутреннем мире и отношениях в семье (интроверсия).

Эти ожидания в соционике соответствуют типу ЕСЕНИН.

Почему-то считается, что такие персонажи в браке будут счастливо дополнять друг друга. Однако соционический анализ показывает, что между этими типами существует информационный конфликт. Взаимопонимание здесь наиболее затруднено.

Люди, оказавшиеся в отношениях информационного конфликта, сталкиваются с выбором: либо подавлять основу своей личности, либо разрушать основу личности партнера, дав волю собственным проявлениям.

На самом деле прохождение информационного конфликта даже соционически грамотными людьми осуществляется с большим трудом. А если человек вообще не в курсе дела, без потерь такой конфликт разрешить невозможно. При этом культура, как видим, подталкивает нас именно к таким партнерским ролям! Неудивительно, что по поводу брака существует столько негативного фольклора, обоснованных опасений. В значительной мере трудности запрограммированы, видимо, именно этими социальными масками.

Здесь мы попадаем в настоящую западню. Если люди соответствуют описанным типам (ШТИРЛИЦ – ЕСЕНИН), то между ними существует реальный информационный конфликт. Если же они живут в соответствии со своими типами, отличными от описанных, то они неминуемо приходят к мысли о собственном несоответствии нормам, принятым в общественном сознании. Это порождает ощущение дефектности и вины за собственную или досады за чужую «несостоятельность».

Жесткое соблюдение предписанных обществом ролей приводит к искажению отношений внутри пары. А игнорирование традиции порождает разочарование со стороны партнера и ощущение собственного несоответствия социальным образцам.


Представления о возрастной динамике


На женский образ при этом накладываются еще и занятные представления о том, каким нормам женщина должна соответствовать в разные периоды своей жизни.

Легкомысленный, романтический, подвижный и пленительный образ ЕСЕНИНА (описанный выше) на самом деле допускается только в период ухаживания и медового месяца.

Настоящая хозяйка дома ассоциируется с другим образом. В России это женщина, которая «коня на скаку остановит, в горящую избу войдет». Ясно, что женщине типа ЕСЕНИН такой героизм не по плечу.

Подразумевается, что хозяйка и мать семейства и дом ведет, и детей воспитывает, и деньги считает. На ее плечи ложится забота о заготовках, а значит, сад и огород, а помимо этого, конечно же, уход за детьми и скотиной, не говоря уже о стирке, уборке, лечении, воспитании детей и удержании мужа от пьянства. А зачастую помимо всего этого на ней же лежит обязанность зарабатывать деньги. И на все это у нее должно хватить сил и ума. Здесь, безусловно, встает сенсорно-логический образ. В нашем быстро меняющемся мире, где к тому же приходится отстаивать право своей семьи на существование, причем часто в баталиях разного рода, скорее всего, речь идет о типе ЖУКОВ.

Когда же большая часть жизненного пути пройдена, дети выросли и появились внуки, женщина опять видится в новой роли – в роли нежной, заботливой бабушки. Она должна уметь поиграть с младенцем, порадовать его сказочками и прибауточками, приласкать, утешить, кашкой накормить, вовремя заметить нездоровье, проявлять бесконечное терпение и заботу. Это – классический образ ДЮМА.

Понятно, что одна и та же женщина не может выступать в трех лицах даже в разные периоды своей жизни без существенного насилия над своей информационной системой. Этим и объясняется, что разные женщины более успешны в разные фазы жизни. Одним легче дается веселье и легкомыслие, они – вечные невесты. Других с удовольствием берут на роль хозяйки дома. В стадии же ухаживания они отпугивают кавалеров своей решительностью и определенностью, а уж если говорить о преклонном возрасте, то кажется, что они превратятся в настоящих домашних тиранов. Третьи, заботливые и бесконечно терпеливые, не внушают мужчинам уверенности в том, что им можно доверить сложную экономику семейной жизни.

Как видим, здесь снова нормы, предписанные обществом, расходятся с реальной природой женщины. Так социум провоцирует искажение типов, поскольку никто не может воплотить себя в этих трех ролях на протяжении одной жизни.

Мужчине же в течение всего этого времени предписывается гордо исполнять роль кормильца, координатора, главы семьи, то есть ШТИРЛИЦА.

А теперь задумаемся, как поощряемые социумом ролевые маски женщины могут взаимодействовать с типом ШТИРЛИЦ.

ЕСЕНИН – конфликтер ШТИРЛИЦУ, и этот случай подробно описан выше.

ЖУКОВ – тип квазитождественный для ШТИРЛИЦА. Здесь возможно взаимопонимание, общее завоевание и отстаивание социальных позиций, общая ориентация на статус и престиж и общие трудности с оценкой перспектив деловых начинаний и сути человеческих отношений. Эти типы – хорошие партнеры для работы, но не в состоянии освоить этическую сторону существования, столь важную в семье как для поддержания комфортных отношений, так и для передачи этого навыка детям.

ДЮМА для ШТИРЛИЦА является подревизным. Он вызывает бесконечную критику со стороны последнего, упреки в бестолковости и лени. Ведь подревизный часто кажется ревизору малозначительным человеком, с которым незачем считаться. (Хотя известно, что ревизные браки могут быть устойчивыми при доминировании в сознании обоих партнеров чувства долга по отношению к семье и друг к другу.)

Как видим, образцы, выработанные в социуме, не гарантируют счастья в личной жизни. Соционическое знание позволяет гораздо успешнее построить отношения и распределить роли так, что творческий потенциал конкретной пары будет использован более эффективно.

Расхожие образцы партнерского поведения слишком грубое приближение к реальным, сложным и тонким взаимодействиям между мужчинами и женщинами. Они не обеспечивают ни оптимального использования возможностей конкретных пар, ни сохранения устойчивой самооценки каждого из партнеров.


Дополняющие отношения


Соционика предполагает, что при выборе партнера могут реализоваться любые из 16 интертипных отношений в соответствии с теми жизненными задачами, которые актуальны для партнеров в данный момент. Причем ни одно из них не хуже, чем конфликт ШТИРЛИЦ-ЕСЕНИН, который предлагает нам традиция. Соционически грамотное партнерство не будет заставлять человека играть чужие роли, например, выставлять конфликтные отношения как идеальные.

Поскольку мы не раскрываем в этой книге подробно тему интертипных отношений, в качестве примера возможного сотрудничества партнеров различных типов рассмотрим здесь лишь отношения дополнения.

Все концепции развития личности предполагают некую цель, эталонный образец личности, к которому следует устремлять свои усилия. В соционике это – дуализированная личность. В вульгарном толковании речь идет о человеке, нашедшем партнера дополняющего типа, но другого пола, что якобы обеспечивает ему комфортную и счастливую жизнь автоматически.

На самом деле это неверно. Все обстоит как раз наоборот. Дуализация – это такое полное освоение своего типа, настолько развитая толерантность к другим типам, что становится реально возможным продуктивное сосуществование с человеком совершенно противоположного склада, то есть с дуалом, причем без соперничества и разрушения своей и его личности.

Это состояние не приходит автоматически после прочтения соционической книжки. Его наработка требует не только знаний, но и немалого душевного труда. Об этом написана вся наша книга, но в конце не лишним будет еще раз, уже конкретно показать, какой именно подход выведет каждого из нас на дорогу дуализации и гармоничной эволюции, соответствующей нашему типу.

Как обычно здесь приведены только схемы рассуждений о взаимодействии партнеров в дополняющих парах в свете модели А. Наполнить эти схемы конкретным содержанием, взятым из собственной жизни, каждый может самостоятельно, если его привлекает освоение тех перспектив взаимопонимания, которые обещает соционика.

Важно помнить, что сюжеты, находящиеся на периферии наших интересов, не являются незначительными для всего остального мира. Поэтому не следует вытеснять из сознания эти стороны бытия. Наоборот, постараемся проявить скромность и уважение к людям, экспертно разбирающимся в запутанных для нас вопросах, – к нашим дополняющим партнерам.

Таким образом, при создании проектов, связанных с целостным охватом ситуации, выяснением причин и учетом психологических и нравственных качеств окружающих (а таковы практически все наши проблемы), ДОН КИХОТ и ДЮМА нуждаются друг в друге как равноправные партнеры.




Итак, когда дело касается, например, отстаивания своих прав или территории, внедрения новой идеи или подбора команды – во всех этих случаях требуется объединенный потенциал пары ГЮГО – РОБЕСПЬЕР.




При взаимодействиях с людьми, когда необходимо учитывать как гуманитарные, так и формальные стороны отношений, только совместное, равноправное участие ГАМЛЕТА и МАКСИМА обеспечит стабильность предприятия.




В любых начинаниях, включающих как производственные, так и межличностные взаимодействия (а одно без другого, как правило, не существует), жизнь требует для успешной реализации совместных усилий ЖУКОВА и ЕСЕНИНА.




Создание и поддержание программ, эффективно работающих в социальном окружении, в обязательном порядке должно учитывать полный набор способностей, представленных в паре НАПОЛЕОН – БАЛЬЗАК.




При реализации проектов, рассчитанных на общественные потребности, устойчивый и стабильный успех получится, только если в него будут вовлечены оба партнера – ДЖЕК и ДРАЙЗЕР, – работающие по своим сильным функциям.




В любой деятельности, где человеческий фактор существенно связан с технологическим процессом, необходим полный набор сильных функций, присущий паре ШТИРЛИЦ – ДОСТОЕВСКИЙ.




Когда реализация задуманного требует соединения общественной активности с разработкой эффективных методических приемов, успех может прийти только при одинаковой включенности в процесс обоих партнеров – ГЕКСЛИ и ГАБЕНА.


При развитии уважения к дополняющему партнеру человек получает такую информацию и защиту, мысль о которых просто не пришла бы ему в голову самому. Только тогда, через собственный душевный труд, могут реализоваться все соционические легенды о прелестях дуальных отношений (если партнер случайно оказался другого пола).

Человек, прошедший дуализацию, опирающийся на возможности дополняющего партнера и, в свою очередь, готовый поддержать его по своим сильным функциям, более успешен в своей социальной жизни, чем герой-одиночка.

Видно, что каждый тип имеет свои сильные и слабые стороны. Иначе говоря, человек не универсален - что-то у него получается лучше, а что-то ему не дано. Однако, для нормальной жизни необходима реализация всех аспектов, а такое возможно только в дуальной паре. Каждому человеку необходим дополняющий его партнер – дуал .

Существует 8 дуальных пар:

Дуальные отношения – наиболее комфортные. Их еще называют отношениями полного взаимного дополнения. Эти отношения являются самым главным открытием соционики. Это как раз то, о чем пишется в Библии: "Не хорошо быть человеку одному, создадим ему помощника, соответственного ему" (2 Быт. 18). В дуальном контакте партнеры органично дополняют друг друга, причем происходит это самым естественным образом: то, что для одного из дуалов – обычное дело, другого восхищает и принимается им с огромной благодарностью.
Впрочем, принимать дуала за "волшебную палочку-выручалочку", которая способна решить все проблемы, не стоит. Эти отношения становятся по настоящему гармоничными, только если дуалы к этому стремятся. И, в отличие от остальных видов отношений, это взаимное стремление дает наибольший эффект

В данном примере мы рассмотрели взаимодействие только 2-х пар функций, однако подобным образом можно проследить, как взаимодействуют и остальные функции, в общем, можно сказать, что сила и характер проявления любого аспекта у одного из партнеров в дуальных отношениях всегда адекватны запросу по тому же аспекту у второго партнера.

Аналогично можно проанализировать взаимодействие в остальных дуальных парах.

Всего в соционике существует 16 типов отношений:

Все эти отношения можно проанализировать исходя из Модели А . Для контраста рассмотрим как происходит взаимодействие в наименее комфортных отношениях – отношениях конфликта.

Существует 8 конфликтных пар:

На примере пары ШтирлицЕсенин , рассмотрим, каким образом происходит взаимодействие в конфликтных отношениях.

Главная функция Есенинаинтуиция времени , это мечтательный романтик, человек скорее размышления, чем действия. А поскольку у Штирлица интуиция времени является болевой функцией, то такой подход Есенина к жизни его крайне раздражает и выводит из равновесия. Штирлиц просто не понимает, считает не нужным и неправильным "оторванность Есенина от жизни", старается переделать Есенина , что неизбежно приводит к конфликту.

У Есенина болевая функция – деловая логика , поэтому ему трудно ужиться с теми, кто заставляет его трудиться в несвойственном ему ритме, он всегда надеется на снисхождение и поблажки, не выносит упреков в неорганизованности и недисциплинированности. Поскольку деловая логика – главная функция

Ключевые слова для Штирлица: практичность, профессионализм, организованность и порядок, отрешение к высокому качеству работы, сила сексуального влечения и уверенность в его правомерности, свобода эротического проявления, умение доставить чувственное наслаждение, позаботиться о физических потребностях, спортивный образ жизни; отвержение мистики и фантазий, стремление в точности знать будущее, неуверенность в эмоциональных состояниях как своих, так и чужих, доказательство любви делом, заботой, а не на словах.

Ключевые слова для Есенина: мечтательность, одухотворенность, склонность к самообману, всепоглощающая любовь, эмоциональность, стремление найти сильного партнера, умение манипулировать им для достижения собственных целей; деловая беспомощность, трудность организации и решения бытовых проблем, неумение отказать себе в сиюминутных желаниях, общая духовная потребность превалирует над физической, стремление к элегантности и «светскому» образу жизни.

1. Шкала интертипности - соционический балл -14.

Штирлиц - практик, для которого реальность - определяющая сущность подхода ко всему, а Есенин - гуманитарий, мечтатель и романтик, который уходит в страну грез, - таковы эти психотипы. К тому же Штирлиц является человеком конкретного восприятия, для него любая неопределенность может оказаться травмирующим фактором, он должен заранее все знать, поскольку интуиция является его ранимой функцией. А для Есенина иллюзорная зыбкость, мечта, греза - сфера наиболее частого пребывания.

В то же время, деловая конкретность Штирлица, который не любит иждивенчества, не лучший «подарок» для Есенина, у которого деловая логика - болевая функция. И любое указание о необходимых действиях, о чем любит напоминать Штирлиц, больно ранит Есенина. Поскольку его деловая беспомощность воспринимается им самим как подтверждение собственного «аристократизма» и исключительности, Есенин хочет быть завоеванным только самым сильным среди остальных, но Штирлиц нацелен не на подавление с помощью силы, а на равноправное сотрудничество.

Эти установки проявляются и в сексуальных отношениях партнеров. Желание принадлежать, быть беспомощным ребенком со стороны Есенина не очень-то поддерживается Штирлицем, который предпочитает заботиться, но отнюдь не завоевывать. Есенин желал бы силового секса как уверенности в том, что его партнер - самый сильный среди других. Но силовой подход в чем бы то ни было не принадлежит к стратегиям поведения Штирлица. Заметим, что Штирлиц вообще не отличается особенным тщеславием, его общественные претензии не настолько велики, чтобы сильно выделяться среди других.

Эмоциональность также имеет несколько разбалансированный характер по сравнению с требуемым. Есенин любит расточать эмоции, но для Штирлица постоянно находиться с таким партнером рядом достаточно утомительно, ему хотелось бы более спокойной корректировки своих эмоциональных действий, но не прямого, эмоционального прессинга.

Эта конфликтная пара мало чем по стилю взаимодействия функций отличается от предыдущих пар. Также один - экстраверт, а другой - интроверт, и также один - рациональный; а другой - иррационален. Первое обстоятельство положительно, а второе приводит к тем негативным последствиям, которые характерны для отношений конфликта, не говоря уже о самой разнице жизненных ритмов партнеров, что само по себе также некомфортно.

ШТИРЛИЦ И ЕСЕНИН. ОТНОШЕНИЯ КОНФЛИКТА И КОНФЛИКТНЫЙ БРАК.

2. Маскулинность и фемининность; 3. Кормилец и хозяйка.

При всех недостатках такого союза, о котором мы уже говорили выше, из двух возможных вариантов он все же предпочтительней противоположного. Это очевидно, поскольку в нем реализуются самые высокие мужские и женские свойства этих психотипов, маскулинность Штирлица (маскулинность = 3) и фемининность Есенина (фемининность = 3), так что по второй шкале мы здесь имеем максимальный балл (6).

А вот третья шкала не показывает столь же высоких баллов, как вторая: здесь очень уж низок балл Есенина в хозяйственной сфере жизни (хозяйка =2). В частности, это связано не только с тем, что Есенин - тип интуитивный, деловая логика у женщины этого психотипа расположена в болевом канале. Очень часто это проявляется в очень низкой энергетике.
Одновременно, Штирлиц обладает хоть и не самым высоким, но все же значительным баллом в умении обеспечить семье надежную материальную базу (кормилец = 6).

Этот вариант еще менее предпочтителен, чем предыдущий, в связи с тем, что здесь и по второй шкале нет гендерного соответствия психотипов. Есенин больше относится к женским типам, как и другие гуманитарии (маскулинность = -3), а практик Штирлиц - тип мужской, так что фемининность жены этого психотипа нейтральна (фемининность = 0).

В итоге суммарный балл супругов вообще имеет отрицательную величину (- 3).

Третья шкала, правда, имеет вполне неплохой суммарный балл, в основном благодаря высоким хозяйственным возможностям жены - Штирлица, (хозяйка = 8), хотя способности мужа Есенина - кормильца весьма скромны (кормилец = 2).
К сожалению, суммарный результат третьей шкалы не может перекрыть все негативные стороны двух предыдущих шкал.

4. Конформность; 5. Эмоционально-сексуальная совместимость.

Мало что могут добавить в положительный общий баланс этой пары и последние две шкалы. Слабая конфликтность Есенина (- 1) полностью компенсируется слабой конформностью Штирлица (1), результат - нулевой.

Эмоционально-сексуальная совместимость сильно снижена за счет разных потребностей супругов в интимной сфере из-за принадлежности их к противоположным квадрам (- 3). И, как и в других парах, находящихся в отношениях соционического конфликта, тот факт, что в паре логик и этик (2), а также сенсорик и интуит (2) - улучшает общую ситуацию по пятой шкале.

Итоговый расчет выглядит следующим образом:

Муж - Штирлиц, жена - Есенин.

1. Интертипность: -14

2. Маскулинность и фемининность: 3+3= 6

3. Кормилец - хозяйка: 7+2= 9

4. Конформность: 1-1= 0

5. Квадральность, эмоциональность, сенсорность: -3+2+2= 1 ИТОГО: 2

Муж - Есенин, жена - Штирлиц.

1. Интертипность: -14

2. Маскулинность и фемининность: -3+0= -3

3. Кормилец - хозяйка: 2+8= 10

4. Конформность: -1+1= 0

5. Квадральность, эмоциональность, сенсорность: -3+2+2= 1 ИТОГО: - 6

Е.С.Филатова."Супружество в системе соционики".

ЭТИ СТРАНИЦЫ МОГУТ БЫТЬ ВАМ ИНТЕРЕСНЫ:

Штирлиц - Есенин (Стратиевская)

Часть 1

1.Есенин - Штирлиц. Конфликт общим планом

Первое, что приходит в голову, когда речь заходит о конфликте этой диады - стереотип жестокого “человека - машины” - Штирлица, третирующего хрупкого и одухотворённого Есенина. Сразу перед глазами встаёт этакий бездушный “собственник” Сомс Форсайт, удушающий своим железным домостроем нежную и романтичную Ирэн (про которую читателю наверняка известно, что она вышла за замуж по расчёту, отказывала мужу в физической близости и имела любовника на стороне.)

Но давайте на время отвлечёмся от литературных персонажей и от того, как протекает этот конфликт в домах английских леди и джентльменов. Посмотрим, что происходит на нашей российской почве.

Здесь так же, как и в любой другой конфликтной диаде поначалу всё происходит мило и очаровательно. Хрупкий и нежный Есенин (кротостью и уступчивостью отдалённо напоминающий Достоевского) производит на Штирлица самое благоприятное впечатление: “Если бы вы видели лицо этого человека - это лицо ангела!”

Со своей стороны и Штирлиц Есенину кажется идеальным партнёром - сильный, мужественный, работящий, охотно предлагающий свою помощь и поддержку. А кому как не Есенину искать этой помощи? Ведь он, как никто, нуждается в защите и всю жизнь проводит в поисках надёжного и заботливого покровителя. (Иногда даже прямым текстом напрашивается в подопечные: "Да-а-а, некоторым хорошо, их опекают… А обо мне хоть бы кто позаботился!..")

Выстраивая свои отношения, Есенин старается учитывать и выгодно использовать в своих интересах личные достоинства и социальные преимущества своего партнёра. Многое зависит и от самооценки Есенина, и от осознания выгод и преимуществ собственного положения в системе. Амбициозный ИЭИ, как и любой аристократ будет работать "на повышение" и искать себе партнёров, способных многое привнести в их совместные отношения, многим одарить, облагодетельствовать, что с особой благодарностью (на первых порах) принимается Есениным и всемерно им поощряется. Есенин с заниженной самооценкой довольствуется покровительством людей со скромными возможностями и скромным достатком: поощряет их готовность делиться последним, культивирует их склонность к самопожертвованию, заставляет их без отдыха и срока "работать на отдачу".

Очарование раннего этапа отношений подкрепляются прежде всего способностью Есенина красиво и романтично ухаживать за понравившейся ему женщиной, способностью создавать обстановку раскованного и беззаботного веселья. Есенин как никто способен расслабить человека - даже конфликтёра, - и особенно на раннем этапе отношений, когда они ещё носят лёгкий и непринуждённый характер.

Но Штирлиц как раз и принадлежит к тому типу людей, которые очень редко и особенно трудно расслабляются. Поэтому вся эта романтичная феерия, все эти сладчайшие "соловьиные трели" начинают пугать и настораживать Штирлица, поскольку они пожирают его время. (А время - это самый дорогой и самый дефицитный ресурс из всех, имеющихся у него в наличии.) Чувствуя, что Есенин попросту ворует у него время, Штирлиц начинает грубо прерывать Есенина, разрушая его воздушные замки и миражи, чем и вызывает бурный протест и недовольство своего конфликтёра, провоцируя его упрёки, переходящие в скандалы и истерики: “Какая ты грубая! Какая ты жестокая! Вот потому- то тебя никто и не любит!” Понятно, что и эта информация бальзам на душу Штирлица не проливает. Негативное отношение к себе, равно как и негативные отзывы Штирлиц воспринимает очень болезненно: аспект этики отношений - его суггестивная функция!

Есенин очень быстро подмечает эти и другие уязвимые точки Штирлица и, со свойственной ему как (инволютору) подсознательной склонностью к разрушению всего ненадёжного и непрочного, начинает на эти точки целенаправленно и деструктивно влиять.

(В бета - квадре достаточно хоть чем - нибудь "быть не таким как все" - в дом входить "не с того" двора, еду и одежду покупать "не в том" магазине, - чтобы тут же подвергнуться самой жестокой критике, самой грубой, циничной клевете и злословию со стороны бета - инволюторов - Есенина и Жукова. Есенин здесь будет "первым запевалой". В квадрах аристократов (а особенно в бета - квадре) опасно попадать в "неловкое положение", потому что оно всегда будет делать человека объектом информационных войн. А если к тому же он начнёт реально "отставать" или "сбиваться с курса" - это уже достаточное основание для того, чтобы оттеснить его, затоптать, рассматривая как досадную помеху на пути общества, которая непременно должна быть устранена.)

Пытаясь сравниться успехами и достижениями со Штирлицем, Есенин всемерно ослабляет и уязвляет Штирлица в личном мнении и во мнении общества (принижает по логике соотношений), занижает его заслуги и его самооценку, злословит по поводу каждой его неудачи (чаще вымышленной, чем реальной), что потом позволяет ему логически перевернуть ситуации с точностью до наоборот, активизироваться этим логическим "перевёртышем", уверовать в него и уже на этом основании жестоко критиковать Штирлица (по любому вымышленному поводу), оттеснять его "на обочину" (как "лишнее" и "слабое звено" в системе), вытеснять из общих планов и перспектив ("за ненадобностью"), ссылаясь на него как на неудачн;;ика, которому "и так и так пропадать", потому что он всё равно уже "везде опоздал" и "всё упустил". (А чего не успел упустить, то у него из рук вырвут, выпросят или вытребуют, - было бы только желание и дальше его унижать и заставлять работать на отдачу).

В первую очередь это конечно же относится к проблематичному аспекту Штирлица - мобилизационной “интуиции времени” (-б.и.4). Есенин заставит Штирлица отставать по всем статьям, упускать всё и везде, даже если тот всеми силами попытается этому воспрепятствовать.

Есенин умеет поглощать и своё и чужое время, оттягивая его на собственные цели и удовольствия. У Есенина времени всегда столько, сколько ему нужно (а на взгляд постороннего - даже более чем достаточно) и его основная проблема - чем бы с пользой и выгодой для себя это время занять. У Штирлица лишнего времени не бывает, у него его никогда не хватает даже на самые необходимые дела (что является поводом для особо язвительной критики и насмешек Есенина, который часто говорит конфликтёру: "Как я ненавижу в тебе эту суету! У тебя даже руки дрожат, когда ты торопишься! Смотреть противно… Дела свои вовремя не заканчиваешь…").

И кстати о делах: пока партнёры взаимодействуют на далёкой дистанции и каждый из них занимается своими делами, конфликт между ними не принимает особо обострённых форм, хотя напряжение уже возрастает: Есенину уже хочется проконтролировать Штирлица, войти к нему "в душу", в доверие, заставить его чаще вспоминать и чаще думать о себе, хочется узнать, каковы его успехи, чем и как он занимается, хочется перепоручить ему часть своих дел и забот.

Но основные проблемы и разочарования возникают, когда конфликтёры начинают жить вместе, когда происходит первое распределение их прав и обязанностей. (Когда у Есенина в первый раз возникает и проявляется нежелание брать на себя какую - то ответственность и обязательства. Одновременно с этим “включается” и “комплекс шестёрки” Есенина, и им начинает проводиться упорная и изнурительная борьба за доминирующее место в системе, за уступки, компромиссы и привилегии. В результате которой происходит так, что все права остаются у Есенина, а все обязанности переходят к Штирлицу. Есенин как изворотливый и манипулятивный “этик” подводит под свои правовые привилегии хитрую этическую подоплёку и сам начинает указывать Штирлицу на что тот имеет право, а на что - нет. А этикой отношений как суггестивным своим аспектом Штирлиц внушается, (хоть и понимает, что партнёр его дурит).

Выговорив себе исключительные права, Есенин всё же соглашается принять на себя и некоторые обязанности, (прекрасно зная, что через какое - то время Штирлиц и сам их у него отберёт.)

Почему? А потому, что всё, исключительно всё, что поручается Есенину выполняется им из рук вон плохо, в самый последний момент и с самыми большими потерями и убытками. И Штирлиц как человек, привыкший дорожить качеством выполняемой работы никак с таким положением дел смириться не может. Халатность и разгильдяйство Есенина действуют на него угнетающе, воспринимаются как подлость, предательство, как откровенная диверсия, как тягчайшее преступление, которое необходимо пресекать и за которое необходимо наказывать. Хуже нет, когда человек берётся за дело только для того, чтобы это дело испортить. И только за тем, чтобы ему это дело никогда больше не поручали.

Хотя, конечно, и к этому выводу Штирлиц приходит не сразу. Тому ещё предшествуют долгие уговоры, адресованные партнёру с просьбой выполнить то или иное поручение. На что Есенин обычно отвечает, что он до этого поручения ещё “не дозрел”, давая этим понять, что до этого дела не дозреет никогда - нечего даже и пытаться поручать ему это дело. Если партнёр всё же будет настаивать, он выполнит эту работу из рук вон плохо - так, чтобы партнёр миллион раз об этом пожалел. Да ещё и подставит партнёра под неприятности напоследок (в порядке мести и наказания), чтобы впредь своевременно прислушивался к деликатным намёкам Есенина, уважал его личное мнение и личное право на отказ от какой - бы то ни было работы (Есенин в партнёрские отношения приходит не для того, чтобы на партнёра пахать, в чём и старается убедить Штирлица (равно как и любого другого партнёра) всеми возможными и доступными ему методами.)

Кроме намеренных действий "не в лад не впопад", кроме заранее намеченных и спланированных злоумышлений, происходят ещё и многие другие досадные случайности, согласно которым всё, что ни делает Есенин, оказывается безнадёжно загубленным и испорченным. Всё, к чему прикасаются его руки, моментально превращается в хлам и в лом. (Как вспоминает одна милейшая дама: “Только въехали в новую квартиру, как он ту же на свежевыкрашенную дверь навесил каких - то дрянных крючков на липучках - меня не спросил! А на крючки повесил тяжеленные авоськи с продуктами. Крючки тут же и обвалились. Теперь вся дверь ободрана и никакого вида не имеет! Нужно заново краску подбирать и двери под цвет стен перекрашивать. А этой - какой расход и какая морока! Ну, как по - вашему, есть у человека соображение, или нет?!”)

Все эти деяния конфликтёра причиняют Штирлицу неимоверные страдания и доставляют нескончаемые неприятности. Штирлиц устаёт переделывать порученные Есенину дела, устаёт чинить (или обновлять) безнадёжно испорченные им вещи. У Штирлица на это нет времени и уже не остаётся сил. Но и это ещё далеко не все его беды. Каждую секунду, каждую минуту, каждый день партнёр- Есенин преподносит ему всё новые и новые сюрпризы: то его послали оплатить счета и он по дороге растратил (или потерял) все деньги, то его послали за покупками, но он опять же вернулся не с тем. (“Мы готовились к переезду на дачу. Я его отправила его в ближайший универмаг купить новые матрасы и подушки. Он потратил все деньги на два шикарных купальных халата для себя... Объяснил это тем, что не мог решить, какая расцветка ему больше подойдёт. И решил купить халаты обеих расцветок (других не было), чтобы потом не жалеть о своём выборе.")

Конечно, может сложиться впечатление, что Есенин чего - то недопонимает в порученном ему задании. Но ведь нельзя же, согласитесь, отправляя человека в магазин, чётко описывать ему не только то, что ему нужно купить, но и всё то, чего ему покупать ни в коем случае нельзя - это же никакой фантазии не хватит! Поди знай, на что ему захочется растратить деньги. И потом, ведь как это неприятно постоянно напоминать взрослому человеку, что оставшуюся от покупок сдачу нужно обязательно приносить домой, а не прятать у себя по карманам и не тратить на свои прихоти (Программный аспект инволюционной интуиции времени (-б.и.1) побуждает Есенина проводить смелые эксперименты со случайностями и возможностями, позволяет ему поддаваться, "делать уступку" своему искушению, позволяет ему забыть об ответственности перед партнёром, убеждая себя: "В этот раз я поступлю так, как мне хочется и посмотрю на результат, а дальше уже решу, как мне поступать: так, как поручено, или так, как мне выгодно и удобно.".). Поэтому, конечно же, дело здесь не столько в непрактичности Есенина, сколько в его предусмотрительности как "запасливого накопителя" - в его совершенно осознанном стремлении урвать для себя как можно больше материальных ценностей, как можно больше оттянуть на свою сторону ценных, важных и нужных вещей - то есть, здесь опять же действует всё тот же “комплекс шестёрки” - стремление “использовать” других, чтобы другие не “использовали” тебя.

Но “заначки”, конечно же, есть всегда. И вот почему они появляются: предусмотрительный Есенин их готовит “про чёрный день”, "про запас", на случай долгого безденежья или безработицы (что при его кажущейся безалаберности и непрактичности представляет для него серьёзную проблему). И эти проблемы и перемены к худшему он, конечно же, предвидит и ждёт. Программная функция предусмотрительного Есенина - инволюционная интуиция времени (-б.и.1) включает в себя и предчувствие глобальных системных перемен и связанных с ними (опять же, системных) разрушений, и глобальных перестановок, перестроек (и связанных со всем этим неприятностей), сюда же входит и мнительность, и подозрительность, и склонность к интригам как способность эффективно поправить свои и ухудшить чужие дела самым эффективным и самым неприметным для себя способом. Поэтому маска беспечного простачка является для Есенина ещё и надёжным прикрытием его истинных намерений и целей: он всегда может сказать, что потерял выделенные ему деньги или какую - то другую ценную и нужную вещь - даже если она потом найдётся в самом неподходящем для неё месте. Рассеянность, - что ты с этим поделаешь?! Такой уж он человек!

Эта камуфляжная беспечность как раз и позволяет Есенину с самым невинным видом перекачивать ценности в свой карман. И Штирлиц всё это подмечает. Понимает, что его попросту обирают и обкрадывают, но поделать с этим ничего не может, потому что Есенин под свои действия подводит ошеломляющую Штирлица этическую подоплёку, на всё у него готов ответ: “Да, не приношу зарплату! Ну и что? Должен же я о себе позаботиться когда ты меня выгонишь?! Мне себе и квартиру, и мебель ещё надо купить...” - то есть открыто признаётся в планомерном оттоке материальных средств, проводимым им с далеко идущими целями и вполне определёнными намерениями.

Попытки (предусмотрительного) Штирлица разорвать эти опасные и неудобные для него отношения - тоже не всегда бывают удачны. И дело здесь не только в том, что Штирлиц как эмотивист - объективист и как человек четвёртой квадры (где доминирует аспект корпоративной этики) очень дорожит сложившимися партнёрскими отношениями - даже если они для него мучительны. И проблема не только в том, что здесь взаимодействуют два эмотивиста, манипулирующие этикой и не желающие разрывать ещё не изжившие себя этические связи - дело не в этом.

Даже если Штирлиц и “дозревает” до того, чтобы вышвырнуть своего “мучителя” за дверь, как не оправдавшего его надежды партнёра, его предусмотрительный конфликтёр- Есенин до определённого (им самим назначенного) срока не позволяет ему этого сделать, поскольку преследует совершенно определённые цели и строит определённые планы, которые не позволяет Штирлицу разрушать. А потому и предпринимает заранее целый ряд предупредительных мер, в которые входит и шантаж, и угрозы, и запугивание, и изнурительный психологический террор, которыми он держит Штирлица в определённой моральной зависимости, сковывает его деловую инициативу, не допускает к активным и решительным действиям.

В большинстве случаев эти меры носят этический и интуитивный характер.

Этическими мерами и творчески комбинируемыми методами эмоционального давления Есенин заставляет Штирлица изменить своё решение, если таковое уже назрело. Здесь всё идёт в ход: и изнурительные многочасовые скандалы, сменяющиеся затем кротостью, нежностью и лаской, и бурные, исступлённые истерики, сменяющиеся любовной идиллией. А когда уже наступает она, эта самая “идиллия”, Есенин старается вести себя так, чтобы Штирлиц сам не пожелал этой разлуки.

Что же до интуитивных мер, то здесь уже Есенин активно подавляет Штирлица, планомерно и целенаправленно занижая его самооценку. С изощрённым цинизмом он высказывает Штирлицу самые негативные мнения о нём самом (о Штирлице), включая в них всё, что только поддаётся обсуждению. Он постоянно говорит Штирлицу о том, как все плохо отзываются о его (Штирлица (!) работе и методах руководства, о том, какого все низкого мнения о его профессиональном и интеллектуальном уровне (про этический уровень нечего и говорить!), о том, как все на него обижены и сердиты, о том как много у него (Штирлица) врагов и как все эти враги на него набросятся едва только он (Есенин) - его преданный друг и защитник - от Штирлица уйдёт.

В речах Есенина (а точнее, в их психологической обработке - иначе это не назовёшь) Штирлиц видит всё, происходящее с ним, в каком- то диком и искажённом ракурсе, как в кривом зеркале.

Пример:
Женщина - Штирлиц в результате четырнадцатилетнего брака с конфликтёром впала в тяжелейшую депрессию и обратилась к психологу с просьбой разъяснить ей, действительно ли она уж такой плохой, бездарный, безнадёжно тупой и никчёмный человек, как ей об этом каждый день говорит её муж, или здесь имеют место какие - то другие причины? Она рассказывала о своей огромной и продуктивной работе в самых различных научных областях, рассказывала о восторженных отзывах, которые вызывала её работа у отечественных и зарубежных специалистов. Рассказывала, как по наущению мужа она часто меняла специальности, поскольку, наперекор всем отзывам, он постоянно внушал ей, что она - профан и никчёмная неудачница. Рассказывала, как постоянно повышала свою квалификацию для того, чтобы убедить своего мужа в обратном и вызвать к себе хоть какое - то его уважение. Рассказывала, как падала в обмороки от усталости и нервного истощения, потому что днём отрабатывала полную смену домашних и рабочих нагрузок, а ночью занималась самообразованием.

И вот когда психолог, выслушав эту грустную исповедь, высказал предположение, что, по видимому, супруг над ней просто- на просто издевается и, скорее всего, делает это из зависти и каких - то комплексов собственной неполноценности (по сути так оно и есть!) - это замечание женщина как будто не услышала, пропустила мимо ушей, задумалась о чём - то о своём, а потом спросила: “Знаете... он мне советует попробовать себя в литературе. Как вы думаете, у меня получится?”

Проблема Штирлица ещё и в том, что он, будучи ориентирован на милосердного и сострадательного (программного этика) Достоевского, не понимает того жестокого сарказма, посредством которого манипулирует им Есенин, не понимает, что тот над ним издевается. И это обстоятельство особенно забавляет его конфликтёра. Вот уж действительно, каким нужно быть тупицей, чтобы не понимать, что над тобой издеваются! Одно это его уже смешит и убеждает в интеллектуальной ограниченности его партнёра. Впрочем, и то, что суть этого издевается не улавливается Штирлицем - это тоже вполне закономерно: поскольку в данном случае велась слишком тонкая и снайперски точная психологическая игра. В данном случае Есенин “подшутил” именно над тем, что является одной из ведущих ценностей четвёртой квадры, над тем, что для Штирлица свято и незыблемо, над тем, что стимулирует и активизирует его профессиональную и творческую деятельность, наполняя его жизнь и существование смыслом - над творческой самореализацией его личности, над развитием его потенциальных возможностей. (У Штирлица аспект интуиции возможностей находится на позициях активационной функции (+ч.и.6) и является приоритетной ценностью диады и квадры, у Есенина - на позициях наблюдательной (+ч.и.7) и является вытесненный и презираемой ценностью в диаде и квадре. (В бета - квадре, где при определённых условиях пышным цветом расцветает посредственность, принято подтрунивать над слишком шустрыми умниками, вызывающих своими успехами чувство неполноценности у подавляющего большинства ("таких как все") заурядных и ординарных людей.

Это объясняет и то, почему Штирлиц даже предположить не мог в действиях партнёра какого - либо подвоха! Да будь это человек хоть каких интеллектуальных качеств, хоть сам Леонардо да Винчи (тоже, кстати, Штирлиц), - даже он, после непродолжительного контакта с конфликтёром усомнился бы в собственных умственных способностях: разве можно подтрунивать над тем, что является величайшим достоянием человека - над интеллектуальным развитием его личности!

Не следует думать, что Есенин безнаказанно позволяет себе эти опасные игры из одной только любви к риску или из ненависти к конфликтёру. Есенин достаточно уверен в своих позициях. Никто не вышвырнет его из дома, пока он сам не будет готов из него уйти. (Это же касается и материальных отношений: не будем забывать, что накопление материальных ценностей и упрочнение материального положения - суггестия Есенина и программная установка его дуальной диады. Так что, к этому вопросу он относится очень серьёзно.

Даже покидая дом конфликтёра, Есенин не забывает и об оставленных им тайничках и “заначках”.

Лида. 37 лет, Штирлиц:

“Когда мы разъезжались с ним, у нас была договорённость, что он будет иногда приходить за своими вещами - письмами или книгами. Когда он уезжал, он сразу всего не смог или не успел захватить с собой. Эта договорённость была уступкой с моей стороны, но слишком долго ждать, пока он соберёт свои вещи и освободит от них мою квартиру, я тоже не могла. Мне это не удобно, у меня свои планы. Когда я сказала ему, что собираюсь поменять замки, он устроил мне настоящий скандал. Пригрозил, что если я это сделаю он их поломает, зальёт снаружи клеем, и я не смогу туда вставить ключ. Я очень не люблю когда портят мои вещи, а от него можно было всего ожидать, поэтому я решила, что это будет моей последней уступкой. Мы договорились, что сначала он заберёт всё своё имущество, а потом уже я поменяю замок. И вот, в течение нескольких лет он периодически заявлялся в мой дом и что - нибудь забирал. Прихватывал и своё, и чужое, а потом исчезал на какое -то время. Ключи ещё долго оставались у него, и из - за этого я не чувствовала себя защищённой в своём доме. Помню, я как - то пришла со своим новым другом домой. В квартире во всех комнатах горит свет, гремит музыка, на кухне открыт холодильник, а мой “бывший”, лежит в постели, курит и смотрит видео. Оказывается он захотел мне сделать приятный сюрприз и очень удивился, что я его приходу не обрадовалась. Мой новый друг обиделся и тут же ушёл, а я ещё долго разбиралась с этим… Потом был ещё один “сюрприз”, на этот раз последний. Получилось так: он меня долго уговаривал поменяться с ним журнальными столиками. Я сначала не соглашалась, но он меня так достал, что я всё - таки уступила. “Обмен” он тоже произвёл в моё отсутствие. Когда я пришла с работы, в комнате не оказалось ни журнального столика, ни большого обеденного стола. Мебель была передвинута и расставлена в комнате по - просторней. Я ему тут же перезвонила и потребовала объяснений. Он мне ничего не объяснил, но притворился обиженным и сказал примерно так: “Фу, какая ты грубая! Какая же ты дрянь! Ты никогда не ценишь того, что для тебя делают! У тебя в комнате и так было тесно! А теперь у тебя хорошо: просторно и уютно! Я и без столика расставил тебе всё красиво! Но ты никогда ничего не ценила! Ты - дрянь, и я не хочу с тобой разговаривать!” И бросил трубку. В эту минуту я готова была его убить - явился в мой дом, взял мои вещи!..”

- А что на это скажет Есенин?

Примерно следующее:
"Ох, уж этот "собственник" - Штирлиц! - “Мой дом, мои вещи!..” - А человеческая душа его не интересует? А что переживает человек, который несколько лет делил с ним и стол, и кров, и постоянно чувствовал, что его не сегодня - завтра выгонят? А ему, Штирлицу, когда - нибудь хочется заглянуть в чужую душу, или ему интересно только свои серебряные ложечки пересчитывать, чтобы их у него не украли? А сокровенные тайны близкого ему человека его когда - нибудь интересовали?! У него даже времени не находилось их выслушать! Он даже не догадывался, как был несчастлив близкий ему человек, как он был одинок! (Тут Есенин может подпустить слезу в голосе.) А всё потому, что ему, Штирлицу, важнее всего его собственность! Его дом, его стены, его имущество! Да пропади оно пропадом это имущество! То ли дело Есенин: он может с себя последнюю рубашку снять - "ему для хорошего человека ничего не жаль"! (Так, по крайней мере, Есенин о себе говорит.) А эти вечные упрёки в непрофессионализме и некомпетентности! Можно подумать, что у Штирлица эрудиция безгранична! А это постоянное повышение квалификации, эта вечная работа Штирлица над собой! Это он специально, назло другим, так делает, чтобы казаться ещё умнее, и квалифицированней! Ну ладно, старайся, учись! Хочешь умнее всех быть? Не выйдет - есть кое - кто и похитрее тебя!.."

Первейшая хитрость Есенина - первейший способ “укрощения” Штирлица - это требование снисхождения и уступок (способ, используемый и Достоевским в ИТО дуализации). Есенин же интерпретирует его иначе: он берёт на себя роль “баловня семьи”, общего любимчика, которого нельзя обижать. Для этики отношений Жукова это было бы понятно и просто. Для Жукова удобна форма этических “табу” - маленьких и слабых нельзя обижать, сильных и здоровых (а главное, недружелюбных и опасных) - можно и нужно! У Штирлица этика отношений рассчитана на другие заповеди и первейшая из них: никто не имеет права спекулировать на своей слабости и играть на чужом великодушии. Привилегированных “ баловней” в семье (и в команде) быть не должно: каждому воздаётся по его делам, а не по его претензиям. Но Есенин (как авторитарный аристократ) с этим не соглашается.

(Тамара 36 лет, Штирлиц)

“Так получилось, что баловнем в нашей семье был муж. Сам он - выходец из бедной, необеспеченной семьи. И я подумала, что смогу да;;ть ему то, чего он недополучал в детстве. В своей семье он был приучен к труду. И вначале он мне показался очень деловым человеком. По крайней мере старался показаться мне таковым. Но когда мы поженились я была страшно разочарована. Это просто немыслимо, до какой степени у мужчины ни к чему не лежат руки! Всё валится из рук, за что ни возьмётся, всё ломается. Ни на одной работе он не задерживался... Мы решили начать с ним общее дело, стали заниматься бизнесом. И я опять была в шоке - как же он умудрялся всё запутать! И потом он так боялся взять на себя ответственность. Один раз я поручила ему уладить им же самим созданное недоразумение с подрядчиками, но он оказался и на это неспособен - выставил меня вперёд, сам спрятался за мою спину и говорит: “ Ну, вы тут пока разбирайтесь, а я пойду...” На него нельзя было полагаться ни в чём! А уж как я с ним нянчилась, как опекала!.. А ему приятно было сознавать, что с ним нянчатся. Бывало он так подойдёт ко мне и спросит: “А Вовочка - любимчик?” и сам себе отвечает: “ Любимчик!”. Детей мы так и не завели, он как будто боялся, что большая часть любви перейдёт к детям...

Теперь я понимаю, что сама себе создала этого монстра. Ведь стоило хоть в чём - то пойти против его воли, как он тут же закатывал истерику вплоть до того, что ложился на пол и бил ногами. Как он меня изводил этим!.. Простить себе не могу, что сама создала себе эту проблему!..”

Есенин умеет “бить” Штирлица по этике эмоций - этого у него не отнимешь. И если он видит, что какой - то приём позволяет ему без промаха “попадать в цель”, будет использовать его многократно. Штирлица этот приём потому изумляет, что Достоевский им пользуется крайне редко - редко закатывает истерики, но раз нащупав болевую точку, будет практиковать этот метод для достижения желаемого. (Болевыми приёмами пользуются и в отношениях дуальности, и в отношениях конфликта).

Но главное оружие Есенина (и главное его “преступление” в глазах Штирлица) - это то, что он оттягивает на себя слишком много времени. Тем, например, что по миллиону раз спрашивает и переспрашивает, прежде чем что - либо сделать (или вместо того, чтобы сделать), что для Штирлица ещё хуже: спрашивал обнадёживал, время тянул, на него понадеялись, а он не сделал.

Однако Штирлиц того не знает, что Есенин, который по сотне раз переспрашивает - это ещё идеальный Есенин (в дуальной диаде ему положено по многу раз переспрашивать - и Жуков доволен: партнёр под присмотром, и Есенин спокоен: ответственности меньше). Хуже, когда не спросясь Есенин делает что - то, а сделанного потом не исправить. Такое тоже случается. И расхлёбывать приходится Штирлицу. (Как и Жукову в дуальных ИТО. Но Жуков при этом сам себя винит - сам виноват: не объяснил! А Штирлиц винит Есенина: как он посмел не спросить!) Есенин винит Штирлица: если даёшь поручение, имей терпение всё объяснить.

А вот терпения на Есенина у Штирлица не хватает. И винит он в этом опять же Есенина - слишком уж долго, сумбурно и путано он подходит к работе, прежде чем приступить к ней или вникнуть в суть дела: ставит вопрос “не так” и не по существу, за дело берётся не с того конца. Штирлицу, соответственно, тоже приходится объяснять ему задание шиворот - навыворот - не с того конца и не по существу (как это обычно бывает у конфликтёров). Зато потом оба и пожинают результаты своего сотрудничества - оба друга винят и оба страдают.

Ну а дальше, как водится, конфликтёр - логик навязывает конфликтёру - этику комплекс вины, представляя его этаким “недотёпой - дураком - неудачником” (как это мы хорошо видим из предыдущего монолога). Конфликтёр - этик тоже не остаётся в долгу и навязывает партнёру - логику чувство вины, представляя его жестокосердным тираном и деспотом, с которым наверняка никто ужиться не сможет, который не способен любить и потому, разумеется, любви не достоин.

Есенин упрекает Штирлица в том, что тому не хватает времени понять его, посочувствовать, разобраться: “Вот ты всегда так: не разберёшься, накричишь, потом сама же жалеть будешь!”

А Штирлиц, мучимый угрызениями совести, слушает его и страдает:- он хорошо знает за собой эту черту: накричать сгоряча, а потом переживать, что опять сделал “что - то не так”.

Но все эти проблемы - мелочи, по сравнению с процессом координации совместных усилий и целей в этой диаде, а в отношениях конфликта он самый болезненный.

Мы уже говорили, что Есенин не стесняется использовать Штирлица в своих прагматичных целях, особенно, если это соответствует его (Есенина) стилю жизни, потребностям, способу существования и способу решения насущных проблем. И ничего унизительного для себя в этом Есенин не видит. Многое зависит от личного мнения и отношения к этому вопросу. Исходя из всё того же бета - квадрового комплекса "шестёрки", лучше подчинять себе, чем подчиняться другим. Есенин обидится (и совершенно справедливо!), если сказать ему, что он торгует своими чувствами и своей душой. Это неправда!

Душу Есенин по мелочам не разменивает и считает это величайшей заслугой перед собой и человечеством, а “жаждущим” и “страждущим” сбрасывает лишь “мизерные проценты”, тех душевных сокровищ, которые неизменно (и вполне заслуженно) составляют основной предмет его гордости (и высокой самооценки). Есенин любит и умеет устраивать людям праздник (ему самому это приятно), проводит огромную и энерго затратную творческую работу, и вполне естественно, ждёт ответного, заслуженного вознаграждения, о котором не считает за грех и напомнить (если память у людей коротка).

Прагматично настроенный Есенин может быть и откровенно расчётливым, и меркантильным: может как “пляжный “ плэйбой” или “гостиничный жиголо”. Может обхаживать одинокую, состоятельную даму, рассчитывая на материальное вознаграждение или на сколь - нибудь продолжительное “покровительство”.

Возможно, это и унизительный путь, но не для Есенина. Душой и мыслями он выше этого, а “проценты” от меняющегося им “по заказу” настроения он может выгодно пускать в оборот. (В биологии это свойство называется “инстинктивной программой поощрительного спаривания”. Оно заложено в природной, инстинктивной основе аспекта деловой логики (логики действий) и определяет мотивы многих поступков и действий, позволяющих выживать и успешно конкурировать, борясь за существование в трудных условиях.

Соответственно оба “инертных прагматика” - И Есенин, и Штирлиц (а у обоих аспект деловой логики находится в инертном блоке) придают огромное значение этому аспекту и от привычки считать целесообразными те или иные свои решения, поступки и действия отказаться не могут. А в результате у каждого из них складывается впечатление, что партнёр эксплуатирует его и использует, наживается за его счёт.

Для Есенина самое главное - не осознавать себя рабом, тогда не будешь и тем, на ком воду возят. (Потому он и претендует на место любимчика в семье: любимчика все любят, всё ему прощают, ничего не требуют от него и не спрашивают - как с ребёнка - что с него возьмёшь! Потому Есенин и удерживает для себя роль “инфанта” в социальной иерархии, что это традиционно удобный для него способ выживать и бороться за своё существование - разве можно его за это осуждать?!)

Исторически, эволюционно Есенин умеет быть хозяином своего господина. Он не хуже Максима может укрощать самых строптивых и "объезжать" самых неистовых, действуя (в большинстве случаев) терпеливо, ненавязчиво и умиротворённо, методом просьб и увещеваний. (И это его колоссальное достижение в искусстве “управления” Жуковым - равно как и в искусстве “смягчения” других “иерархов” второй квадры - и этому нам всем ещё надо у него поучиться!) На этом основан и его взаимовыгодный союз с Жуковым (который распадается, чуть только Жуков перестаёт должным образом оценивать услуги Есенина и перестаёт видеть в нём равного себе партнёра). На этом же основании Есенин пытается построить и свои отношения со Штирлицем. Но у Штирлица иерархия ценностей диаметрально противоположна иерархии ценностей Есенина, а с этим уже не может смириться Есенин.